Проект «Подарите детям радость» (2012 г.)

I Методический паспорт учебного проекта

Автор проекта: Балановская Ольга Александровна

Тема: «Подарите детям радость» (Рождественский и Пасхальный концерты в приюте «Надежда»).

Актуальность: Я считаю, что тема, касающаяся несения радости детям-сиротам актуальна в наше время как никогда. Сейчас огромное количество детских домов, приютов, домов ребенка и т. д., а, следовательно, огромное количество детей-сирот, либо брошенных родителями. Это действительно большая проблема. И, чтобы хоть как-то помочь этим бедным детям с эмоциональной точки зрения, принести им тепло, любовь, чтобы они почувствовали, что они кому-то нужны, мы должны делать все возможное и невозможное, чтобы эти дети не чувствовали себя обделенными. Это очень важно, иначе психика детей будет очень повреждена. А для обычных детей из нормальных семей это тоже очень важно, потому что, если они научатся дарить другим радость, если они научатся сопереживать и сострадать, это наложит огромный отпечаток на их души, сделает их чуточку добрее, отзывчивее, чтобы они стали более чуткими к чужому горю.

Цель: научить детей приносить другим людям радость, научить заботиться о детях-сиротах.

Задачи:

         образовательные: вовлечение учащихся и родителей в работу над подготовкой концертов, создание условий для реализации творческих инициатив, формирование интереса к творческой деятельности через изготовление подарков своими руками и подготовку номеров концерта.

      развивающие: развитие навыков социально-продуктивной деятельности; развитие самостоятельности; развитие умения работать в группах, умения общаться.

         воспитательные: воспитание любви к людям вообще и к детям-сиротам в частности, воспитание отзывчивости, способности сопереживать, сострадать, воспитание дружественных отношений между детьми разного возраста.

Возраст детей, участвующих в проекте: от 4 до 15 лет

Время работы над проектом (с идеи до реализации): в течение одного года.

Режим работы:

  • 2 раза в неделю хор (3 часа в неделю – 1,5 часа урок);
  • хореография – постановка сказки – 2 раза в неделю (3 часа в неделю – по 1,5 часа урок);
  • 2 раза в неделю фортепиано для пианистов (1,5 часа в неделю по 45 минут урок);
  • 1 раз в неделю (2 часа) – рукоделие (изготовление подарков для детей-сирот);
  • дополнительное время (домашнее) для изготовления подарков своими руками;
  • Общие репетиции к концертам: 3 репетиции до Нового года+2 репетиции перед Рождественским концертом; 4-5 репетиций перед Пасхальным концертом.

Обеспечение проекта:

  1. Материально-техническое: подарки для приютских детей, ноутбук с колонками. Нотный и музыкальный материал. Полная стоимость проекта – 50.000 руб.
  2. Учебно-методическое: подготовка команды проекта, подбор репертуарного плана, репетиции, подготовка к выступлениям, социальная поддержка и стимулирование достижений команды проекта.
  3. Информационное: появление материалов проекта в газете детского епархиального центра, фото, видео-материалы, степень удовлетворенности команды проекта.
  4. Дополнительно привлекаемые ресурсы: Фортепиано на месте проведения мероприятия, транспорт для перевозки детей до приюта и обратно.
  5. Знания и навыки для самостоятельной работы: дети сами изготавливают подарки для сирот. Они учатся работать в группах, учатся ответственно подходить к любой работе, качественно выполнять свою роль, так как только он отвечает за нее, у других детей свои роли. Дети самостоятельно выучивают стихи и слова песен.
  6. Мотивация к работе: У каждого ребенка своя роль в концерте. Каждый не только принимает участие в выступлении, но и делает своими руками подарки для детей-сирот. Каждый вносит свой вклад в общее дело. Дети получают новые знания, работают в коллективе.

Предполагаемые приращения у учащихся: доброта, отзывчивость, любовь; свобода творчества, несущая радость окружающим; умение работать в группах, ответственность выполнения поручения.

Статус проекта:

Организация, которая проводит мероприятие – Детский епархиальный образовательный центр (но может проводить любая общеобразовательная школа или школа искусств).

Организация, в которой проводится мероприятие – «Областной социальный приют для детей и подростков «Надежда»» (но может быть использовано и в любых других детских домах, приютах).

II Этапы работы над проектом

  1. Погружение в проект:

Вопросы:

  • как организовать эти мероприятия?
  • что должны включать в себя концерты? (песни, стихи, поздравления, рождественскую и пасхальную сказки…)
  • как должно быть это все скомпоновано, в какой последовательности должно идти?
  • сколько потребуется средств для решения всех вопросов и осуществления наших целей?
  • какие сопутствующие ресурсы, предметы потребуются для осуществления целей?
  • какие конкретно песни, стихи, мы должны будем выучить?
  • какие должны быть сказки?

Цели: подготовить 2 концерта и выступить в детском приюте

Задачи:

  • выучить песни, стихи к концертам
  • подготовить поздравления
  • поставить рождественскую и пасхальную сказки
  • сделать своими руками подарки для детей-сирот
  • выучить фортепианные произведения с детьми-участниками
  • все собрать воедино в целом концерте (рождественский или Пасхальный) и выступить в приюте

Время работы: подготовка к 1 концерту идет в течение 4-х месяцев (с сентября по декабрь включительно); подготовка ко 2 концерту в течение 4 месяцев (с января по апрель-май) в зависимости от дня Пасхи.

Режим работы:

  • 2 раза в неделю хор (3 часа в неделю – 1,5 часа урок);
  • хореография – постановка сказки – 2 раза в неделю (3 часа в неделю – по 1,5 часа урок);
  • 2 раза в неделю фортепиано для пианистов (1,5 часа в неделю по 45 минут урок);
  • 1 раз в неделю (2 часа) – рукоделие или рисование (изготовление подарков для детей-сирот);
  • дополнительное время (домашнее) для тех, кто не ходит ни на рисование, ни на рукоделие, для изготовления подарков своими руками;
  • Общие репетиции к концертам: 3 репетиции до Нового года+2 репетиции перед Рождественским концертом; 4-5 репетиций перед Пасхальным концертом.

Участники: дети, занимающиеся в центре на хоре, фортепиано, рукоделии, рисовании и хореографии

  1. Организация деятельности:

Группы участников:

  • Для первого концерта:

Группа «Елочка» (дети, задействованные в спектакле)

группа «Звездочки» (дети, играющие на фортепиано)

группа «Хор»

группа «Чтецы»

группа «Художники»

группа «Волхвы» (дети, раздающие шоколадки)

Все группы раздают в конце подарки детям-сиротам.

 

  • Для второго концерта:

Группа «Красношейка» (дети, задействованные в спектакле)

группа «Солнечный круг» (дети, участвующие в танце)

группа «Цыплята» (дети, играющие на фортепиано)

группа «Весенние голоса» (хор)

группа «Ораторы» (чтецы)

группа «Пасхальная кисть» (художники)

группа «Воскресение» (дети, раздающие пасхальные яйца)

Все группы раздают в конце подарки, сделанные своими руками.

 

 

  1. Осуществление деятельности:

Мы готовимся к концертам в режиме, указанном в плане. Учим песни, стихи, рисуем, изготавливаем подарки своими руками.

Руководитель договаривается с транспортом, решает административные и организационные вопросы, созванивается с приютом, в котором будет проводиться мероприятие. Организовывает родительское собрание, где решаются вопросы поездки, вопросы костюмов и т. д.

После того, как все готово, мы проводим концерт на базе «Областного социального приюта для детей и подростков «Надежда»».

  1. Презентация результатов:

Мы с ребятами проводим концертное мероприятие № 1, посвященное Рождеству «Единение душ и сердец». После этого все ребята делятся своими впечатлениями. Одни пишут статьи в газету Центра, другие приносят фотографии с выступления, третьи с помощью рисунков передают свое впечатление от концерта.

Второй концерт посвящен Воскресению Христову «Пасхальное чудо». После этого мероприятия ребята также делятся своими впечатлениями, пишут статьи, отзывы в газету Центра, делают стенгазету с фотографиями. Мы устраиваем чаепитие, где обсуждаются наши выступления, смотрим фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Содержание проекта

Первое полугодие.

– Ребята, мы с вами поедем в детский приют. Там такие же детки, как и вы, но только у них нет родителей. Давайте устроим им праздник – споем для них, прочитаем стихи, сыграем, чтобы они тоже получили радость. Ведь им так не хватает добра, любви и ласки. Поможем им хотя бы на какое-то время забыть о своем несчастии, покажем им все, что мы умеем.

(Мы выбираем тех, кто участвует в сказке. Выбираем с детьми, играющими на фортепиано, произведения, которые будем играть; с хором произведения, которые будем петь.

Далее в течение первого полугодия мы готовимся к первому концерту).

План концертного мероприятия № 1 (Рождественский концерт «Единение душ и сердец») – один из дней святочной недели:

  • Вступительное слово – приветствие, поздравление с праздником
  • пение рождественского тропаря и кондака
  • рождественская колядка «Добрый тебе вечер…»;
  • Рождественские стихи
  • игра на фортепиано (3 человека по 1 номеру)
  • Песня «Добрый жук»;
  • Рождественский спектакль
  • Песня «Свечи»;
  • Песня «Рождественский ноктюрн» (преподаватели);

— Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приехали к вам, чтобы поздравить вас с праздником. А какой праздник только то прошел?

— Рождество!

— Правильно. Конечно же, Рождество! Это день, когда родился Спаситель мира, Иисус Христос. Сейчас идет святочная неделя – Святые дни. И поэтому мы приготовили для вас небольшой сюрприз – наше выступление.

(мы поем рождественский тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш…», Слава и ныне: Кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает…»)

Это праздничный тропарь и кондак – специальные песнопения, которые поются в церкви на Рождество. А сейчас хор детского епархиального центра исполнит рождественскую колядку «Добрый тебе вечер…».

(мы поем с хором, а в это время группа «Волхвы» вручает приютским детям шоколадки)

(Потом под музыку хор уходит и выходит группа «Чтецы». Они начинают в установленной последовательности читать стихи разных авторов, без объявления)

(1 – Борис Пастернак – читают 2 человека)

 

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями тёплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья,

Оглобля в сугробе,

И небо над кладбищем, полное звёзд.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена

Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочёта

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

 

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали всё пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Всё будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все ёлки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Всё великолепье цветной мишуры…

…Всё злей и свирепей дул ветер из степи…

…Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,

Но часть было видно отлично отсюда

Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи.

Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,

Могли хорошо разглядеть пастухи.

– Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду, –

Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.

По яркой поляне листами слюды

Вели за хибарку босые следы.

На эти следы, как на пламя огарка,

Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,

И кто-то с навьюженной снежной гряды

Всё время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,

И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность

Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность

Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.

Светало. Означились кедров стволы.

– А кто вы такие? – спросила Мария.

– Мы племя пастушье и неба послы,

Пришли вознести вам обоим хвалы.

– Всем вместе нельзя.

Подождите у входа.

 

Средь серой, как пепел, предутренней мглы

Топтались погонщики и овцеводы,

Ругались со всадниками пешеходы,

У выдолбленной водопойной колоды

Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звёзды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потёмках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.


(2 – Владимир Набоков)

 

И видел я: стемнели неба своды,

и облака прервали свой полет,

и времени остановился ход…

Все замерло. Реки умолкли воды.

Седой туман сошел на берега,

и, наклонив над влагою рога,

козлы не пили. Стадо на откосах

не двигалось. Пастух, поднявши посох,

оцепенел с простертою рукой,

взор устремляя ввысь, а над рекой,

над рощей пальм, вершины опустивших,

хоть воздух был бестрепетен и нем,

повисли птицы на крылах застывших.

Все замерло. Ждал чутко Вифлеем…

И вдруг в листве проснулся чудный ропот,

и стая птиц звенящая взвилась,

и прозвучал копыт веселый топот,

и водных струй послышался мне шепот,

и пастуха вдруг песня раздалась!

А вдалеке, развея сумрак серый,

как некий Крест, божественно-светла,

звезда зажглась над вспыхнувшей пещерой,

где в этот миг Мария родила.

 

(3 – Иосиф Бродский «Рождественская звезда»)

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне может зимой мести.

Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар

из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка, издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.


(4 – В. С. Соловьев «Ночь на Рождество»)

Пусть все поругано веками преступлений,

Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,

Но совести укор сильнее всех сомнений,

И не погаснет то, что раз в душе зажглось.

Великое не тщетно совершилось;

Недаром средь людей явился Бог;

К земле недаром небо приклонилось,

И распахнулся вечности чертог.

В незримой глубине сознанья мирового

Источник истины живет не заглушен,

И над руинами позора векового

Глагол ее звучит, как похоронный звон.

Родился в мире свет, и свет отвергнут тьмою,

Но светит он во тьме, где грань добра и зла.

Не властью внешнею, а правдою самою

Князь века осужден и все его дела.

 

(5 – А. С. Хомяков «В эту ночь»)

В эту ночь Земля была в волненьи:

Блеск большой диковинной звезды

Ослепил вдруг горы и селенья,

Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,

Как, дарами дивными полны,

Двигались бесшумно колесницы,

Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана,

Устремивши взоры в небосклон,

Три царя в затейливых тюрбанах

Ехали к кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли

Факелы, мигая и чадя,

Там ягнята увидали в яслях

Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волненьи,

Пели птицы в полуночной мгле,

Возвещая всем благоволенье,

Наступленье мира на земле.


(6 – А. А. Фет «Рождество»)

 

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звёзды южные дрожат;

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних.

Вот пропели петухи,

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарён Марии лик…

Звёздный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далёких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.


— А сейчас, ребята, Иванова Катя исполнит для вас пьесу «Зима».

— Сейчас для вас прозвучит Менуэт Моцарта в исполнении Любарской Полины.

— Красников Ваня сыграет пьесу Д. Б. Кабалевского «Клоуны».

— Спасибо большое ребятам. А на сцене вновь хор с песней «Добрый жук».

— Ребята, а вы хотели бы узнать, как Иисус Христос явился в наш мир? Тогда, мы сейчас с вами отправимся в удивительное путешествие в то далекое время, когда на Землю пришел Спаситель – день Рождества Христова.

Сценарий рождественского спектакля

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Сказочница, 2 Звёздочки, Ангел, 2 пастуха, Елочка, Волк, Огонь, Вода, Зайчик, Цветы.

(Музыка для ёлочки)

Елочка: Холодно, только снежинки летают вокруг,

Но есть страны, где люди от века не знают

Ни вьюг, ни сыпучих снегов;

Там только нетающим снегом сверкают

Вершины гранитных хребтов…

Цветы там душистее, звезды — крупнее,

Светлей и нарядней весна,

И ярче там перья у птиц, и теплее

Там дышит морская волна…

В такой-то стране ароматною ночью,

Родился Младенец – Христос.

1-й пастух (показывает на елочку): Видишь, вон где звезда!

2-й пастух: Как раз над пещерой для наших овец! И пещера светится. Чудо!

1-й пастух: Ты постой здесь, а я посмотрю. (видит ангела, пугается)

Ангел: Небойтесь!я пришёл возвестить вам великую радость! Свершилось чудо! Спаситель людей родился! Спешите скорее в пещеру!

1-й пастух: Пойдем поклонимся Святому Младенцу.

2-й пастух: Пойдем. Только что нам подарить Ему?

1-й пастух: Мы люди простые. Вот хлеб у меня, сыр, мед …

2-й пастух: А я… я сена свежего из травы пахучей Ему в ясли положу.

1-й пастух: Пошли!

Сказочница: Вот и наступил праздник, который мы так долго ждали. В церкви торжественно горят свечи, дома – лампады, а на небе – … звезды! Если тихонько посидеть и послушать, то можно услышать, о чем же говорят звезды в Рождественскую ночь…

(Музыка для Звезд. На сцене Звездочки кружатся под музыку.)

1-я Звезда: Великое чудо в ту ночь совершилось:

Спасителя Бог нам послал.

В забытой пещере, в заброшенных яслях

Младенец, Сын Божий, лежал.

2-я Звезда: Поверье в народе давно существует,

Что в тихую ночь Рождества

Все звери лесные вражду забывают,

И мир наступает – все в память Христа!

Ёлочка: Поглядите, звездочки – Волк идет!

(Музыка для Волка. Волк идет по кругу, сурово вокруг смотрит.)

Волк: Ночью холодной

Ходит волк голодный,

Поднимает дыбом шерсть,

Ищет он, кого бы съесть.

(Музыка для ночи.)

Волк: Какая красивая ночь, даже есть никого не хочется!

Елочка: Это потому что праздник – Рождество!

Сказочница: Удивился волк, сел под елочку, на звездочки смотрит

(Музыка для Зайчика. Зайчик прыгает, путая следы.)

Зайчик: В лесу недолго до беды,

Но заяц не простак.

Могу запутать я следы:

Вот так, вот так, вот так!

(видит Волка, пугается)

Ой, боюсь!

Елочка: Не бойся, Волк тебя не тронет. Сегодня праздник – Рождество!

Зайчик: Скок-поскок, Путь недалек. С дороги не сбиться — Вижу звезду. Спешу поклониться Младенцу-Христу.

Елочка: Беги, Заинька, беги, и волка с собой возьми.

Зайчик (останавливается, смотрит на Елочку): Но у меня ничего нет подарить Ему!

Елочка: Ничего, Заинька. У тебя такие мягкие ушки — Младенец погладит их, и Ему будет весело.

Зайчик. Правда? Вот спасибо, Елочка.

Волк: вместе и идти веселее, а когда мы доберёмся я буду охранять вход в пещеру Младенца и нам будет не страшно!

Зайчик: Скок-поскок, Путь недалек..

Елочка. Беги, Зайчик! Беги, Волк!

Сказочница: и даже стихии спешат поклониться Христу!

(Входят Огонь и Вода)

(музыка для огня)

Огонь: Я огонь — веселый, жаркий,

Я побеждаю темноту,

Со мной тепло,

Со мною ярко,

А холоду — невмоготу!

(музыка для воды)

Вода: А я прохладная, я свежая,

Я жар освежаю,

Жажду утоляю;

Каждый ищет, где же я,

Землю пою,

Прохладу дарю.

Огонь: Зато я сильнее тебя!

Вода: Нет, я сильнее! Я могу тебя потушить.

Огонь: А я могу тебя вскипятить! Иссушить!

Елочка: О чем вы, глупые, спорите? Вы оба нужны. Без вас люди не могли бы даже обед себе сварить. Вы нужны даже друг другу. Ты, Огонь, без Воды много бед натворил бы: разгорелся бы, разбушевался, и все сгорело бы — и леса, и травы, и дома. А куда это вы идете?

Огонь и Вода (вместе):

Мы?.. А правда, куда мы идем?

Елочка: Забыли? Может быть, вы к пещере шли — Младенцу-Христу поклониться?

Огонь и Вода: Да! Да! Шли и поссорились.

Елочка: Идите скорее. Звезда вам путь укажет.

Огонь и Вода: А что нам подарить Младенцу?

Елочка: Ты, Огонь, осторожно согрей Его, а ты, Вода, обмой Его ножки.

Огонь и Вода: Спасибо тебе, Елочка. Спасибо, что помирила нас, спасибо, что научила.

(Огонь и Вода уходят. На поляну выбегают цветы. )

(музыка для цветов)

Цветы: Мы цветы-цветочки,

Мы растем неслышно.

Эта ночка-ноченька

Самая душистая.

Елочка: Куда это вы. Цветы? Вам спать ночью полагается…

Цветы: Эта ночка-ноченька

Света ярче светится.

Поклониться в ноженьки

Мы идем Младенцу.

Елочка: Возьмите и меня с собой, Цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу.

Цветы: Но на тебе нет цветков, Елочка, а о твои иголки Младенец может только уколоться. (Уходят.)

Елочка: Никого. Одна я одинока.

Ночь тиха. Звезда зовет, горит.

Все ушли. Все поклониться Богу

К святой пещере радостно спешат.

Колючая, забытая елка.

Ненужная стою в своей глуши.

Цветы правы. Я за Младенца только

Здесь помолюсь тихонько от души.

Ангел: Не грусти, Елочка! За твою доброту я украшу тебя самыми яркими огнями, теперь отныне ты будешь символом рождества. Звездочки, летите!

(Звездочки под музыку украшают Елочку.)

Зайчик (прыгая вокруг Елочки): Елочка, Елочка, какая ты красивая!

Огонь: Она вся в огоньках.

Вода: Она вся в хрусталиках, капельках,

(Потом все, кроме Елочки и Сказочницы, уходят за свечами.)

Елочка: Но вдруг блеснули, зажигаясь,

На елке бриллианты звезд.

И обернулся, улыбаясь,

Ее сиянию, Христос.

Сказочница: И с этих пор Христовой елкой

Она зовется у людей.

И блещут скромные иголки

В огне Рождественских свечей!

(Выходят дети со свечами и поют песню «Свечи»)

(После этого выходят преподаватели и под фортепианный аккомпанемент поют песню «Рождественский ноктюрн»).

— С праздником вас еще раз, ребята! Понравился вам наш спектакль?

До новых встреч на Пасху! С Рождеством Христовым!

Второе полугодие.

— Ребята, мы с вами уже готовили концерт к Рождеству, с которым мы выступили в детском приюте «Надежда». Сейчас наступило новое полугодие и впереди нас ждет Пасха – Светлое Христово Воскресение.

Все вы знаете, что это самый главный праздник православных христиан – ведь Спаситель Воскрес, «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это великая радость и счастье! Но вы знаете также, что дети-сироты многого лишены, и принести им радость – это, наверное, самое важное, что можно сделать для них. Праздник Пасхи – это радость для всех. Давайте же принесем частичку этой радости бедным приютским детям, чтобы и они смогли встретить Пасху, как настоящие христиане.

(далее в течение почти полугода мы с детьми готовимся к концерту: учим песни, стихи, танец, музыкальные фортепианные произведения; готовим подарки из бисера и бумаги и т. д.)

План концертного мероприятия № 2 (Пасхальный концерт «Пасхальное чудо») – один из дней Светлой Седмицы:

  • Вступительное слово – приветствие, поздравление с праздником
  • Пение Пасхального тропаря и кондака
  • Стихотворный цикл под метроном
  • Спектакль «Красношейка»
  • колокольный звон долгий – выстраиваются на поклон и следующую песню
  • пение «Солнечной песни»
  • песня «Четыре таракана»
  • колокольный звон
  • игра на фортепиано (3 человека по 2 песни)
  • колокольный звон
  • песня «Пасхальное пробуждение»
  • танец

— Христос Воскресе! С праздником Светлой Пасхи вас, ребята! Сейчас началась Светлая седмица – радостные дни после Святого Воскресения Христова. В эти дни все стараются посетить близких людей, поздравить их с праздником, подарить подарки, вручить Пасхальные крашеные яйца. Ну и, конечно же, с пением прославить Христа. Вот и мы решили прийти к вам, чтобы и до вас дошла весть о Воскресении Христа.

(поем Тропарь «Христос Воскресе из мертвых…», Слава и ныне: кондак «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне…»).

 

 

(Б. Пастернак)

  1. Еще кругом ночная мгла.

Еще так рано в мире,

Что звездам в небе нет числа,

И каждая, как день, светла,

И если бы земля могла,

Она бы Пасху проспала

Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.

Такая рань на свете,

Что площадь вечностью легла

От перекрестка до угла,

И до рассвета и тепла

Еще тысячелетье.

Еще земля голым-гола,

И ей ночами не в чем

Раскачивать колокола

И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга

Вплоть до Страстной субботы

Вода буравит берега

И вьет водовороты.

И лес раздет и непокрыт,

И на Страстях Христовых,

Как строй молящихся, стоит

Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом

Пространстве, как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград,

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,

И черный плат, и свечек ряд,

Заплаканные лица –

И вдруг навстречу крестный ход

Выходит с плащаницей,

И две березы у ворот

Должны посторониться.

И шествие обходит двор

По краю тротуара,

И вносит с улицы в притвор

Весну, весенний разговор

И воздух с привкусом просфор

И март разбрасывает снег

На паперти толпе калек,

И вешнего угара.

Как будто вышел человек,

И вынес, и открыл ковчег,

И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари,

И, нарыдавшись вдосталь,

Доходят тише изнутри

На пустыри под фонари

Псалтырь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

 

 


(Б. Пастернак «Дурные дни»)

  1. Когда на последней неделе

Входил Он в Иерусалим,

Осанны навстречу гремели,

Бежали с ветвями за Ним.

А дни все грозней и суровей,

Любовью не тронуть сердец.

Презрительно сдвинуты брови.

И вот послесловье, конец.

Свинцовою тяжестью всею

Легли на дворы небеса.

Искали улик фарисеи,

Юля перед Ним, как лиса.

И темными силами храма

Он отдан подонкам на суд,

И с пылкостью тою же самой,

Как славили прежде, клянут.

Толпа на соседнем участке

Заглядывала из ворот,

 

Толклись в ожиданье развязки

И тыкались взад и вперед.

И полз шепоток по соседству

И слухи со многих сторон.

И бегство в Египет и детство

Уже вспоминались как сон.

Припомнился скат величавый

В пустыне, и та крутизна,

С которой всемирной державой

Его соблазнял сатана.

И брачное пиршество в Кане,

И чуду дивящийся стол.

И море, которым в тумане

Он к лодке, как по суху, шел.

И сборище бедных в лачуге,

И спуск со свечою в подвал,

Где вдруг она гасла в испуге,

Когда воскрешенный вставал…

 

 

 

 

(Л.А.Чарская)

  1. Земля и солнце,

Поля и лес —

Все славят Бога:

Христос воскрес!

В улыбке синих

Живых небес

Все та же радость:

Христос воскрес!

Вражда исчезла,

И страх исчез.

 

Нет больше злобы —

Христос воскрес!

Как дивны звуки

Святых словес,

В которых слышно:

Христос воскрес!

Земля и солнце,

Поля и лес —

Все славят Бога:

Христос воскрес!

 

 


(Наталия Ануфриева)

  1. 4. Легкий ветер пахнул цветами

И затих, шелестя вдали…

Это Ты проходишь полями

Галилейской счастливой земли.

Ты приходишь к нам снова и снова,

Чтоб синела небес глубина,

 

Чтоб дыханием чистым Христовым

Расцветала, дышала весна.

Чтоб согреты незримою лаской

Оживали весною поля,

Чтоб Твою благодатную Пасху

Ликованьем встречала земля.

 

 

(Валентина Яроцкая)

  1. Великое молчание Субботы…

Но в оглушительной и скорбной тишине

В душе Любовь звучит победной нотой

И зреет Радость о воскресном дне.

Не будет ли и завтра всё, как прежде?

Одна раздутая гордыней суета…

Нет, есть Любовь, есть Вера, есть Надежда

Для тех, кто верит в Воскресение Христа.

 

Пасхальная сказка «Красношейка»

I часть

! Музыка – экспозиция, вводная муз. зарисовка. На сцене все звери, птицы, насекомые и т. д. Все потихоньку уходят, на сцене остается Красношейка.

Красношейка: Как красив и удивителен мир! Полечу, посмотрю на свое отражение в озере. Ах, но я совсем серая! И шейка у меня такая же серая, как и все остальное. Нет ни одного красного пятнышка! Вся серая! Может быть, Бог забыл окрасить мои перышки в красный цвет? Надо сказать ему об этом. Иначе, зачем я должна называться Красношейкой, когда я вся серая от клюва до хвостика?

Улетает за кулисы.

! Музыка воронов. Муз. зарисовка. Появляется грустная Красношейка.

1 ворон: Почему ты такая грустная, Красношейка?

Красношейка: Бог назвал меня Красношейкой, но видите, я вся серая. Мне надо самой заслужить красные перышки на грудке. Но я не знаю как.

2 ворон: Да, трудная задача дана тебе Богом!

1 ворон: Послушай, поселись в кусте шиповника. Ведь его цветы такие красные. Может его лепестки окрасят твою грудку?

Красношейка: Да, это хорошая мысль. Попробую.

Она идет к кусту и садится там.

2 ворон: Ну, что, выходи уже. Посмотрим.

1 ворон: Ничего не изменилось. Но ты не расстраивайся.

2 ворон: Полетели с нами.

Все улетают.

II часть

! Музыка для Красношейки и ее детей. В гнезде сидят Красношейка и 3 ее птенца.

Красношейка: Видите, дети, сколько дней прошло с сотворения мира, а мы по-прежнему серые.

Птенцы: Пи-пи-пи

1 птенец: Неужели наши предки не старались совершить какой-нибудь подвиг, чтобы Господь даровал им красный цвет перышек?

Красношейка: Самая первая красношейка подумала однажды, что нужно горячо-горячо полюбить и тогда пламя любви украсит наши перышки. Но она так и осталась серой.

2 птенец: Мама, я помню, ты рассказывала, что уже самая первая красношейка пела так, что грудка у нее пылала от восторга. Но пламя песни так и не окрасило ее перышки в красный цвет.

Птенцы: Да, да, мы тоже помним этот рассказ.

3 птенец: А я слышал, что многие красношейки храбро сражались с хищными птицами, защищая своих птенцов. Каждая такая птичка надеялась, что храбрость, пылающая в ее сердце, окрасит грудку в красный цвет. Но и эти птички остались серыми.

Птенцы: Жаль, жаль. Но мы тоже попробуем заслужить красные перышки.

Красношейка: Милые дети, это невозможно. Что мы можем сделать еще, кроме того, чтобы любить, быть храбрыми и хорошо петь!

III часть

! Тревожная музыка

Влетают птицы.

Птицы: Несчастье! Великое несчастье ждет нас!

Красношейка: Что такое? Что случилось?

Ласточка: Люди потеряли разум!

Воробей: Милостивый Господь послал к нам на землю Своего Сына, Иисуса Христа, а люди возненавидели Его и ведут на казнь!

Лебедь: Его прибьют ко Кресту, как последнего разбойника!

Красношейка: Птицы, неправду вы говорите!

! Музыка: Шум толпы

1 птенец: Мама, а помнишь, ты рассказывала, что человек – самый близкий к Богу из всех живых существ! Что он царь мира, что он добрый, милостивый и кроткий!

2 птенец: Зачем же люди убивают Бога?

Сова: Дети, дети! Человек может быть святым и великим, но часто он становится хуже лютого льва, страшнее кровожадного крокодила! Это происходит тогда, когда человек забывает о Боге!

Птенцы: Забывает о Боге?

3 птенец: Разве это возможно?

Птенцы: Мы так не сможем.

Ласточка: Толпа близко, летим!

Все птицы улетают, Красношейка закрывает птенцов, оберегая.

! Музыка: «Разделиша ризы»

Красношейка срывается с места и улетает, влетают птицы.

Лебедь: Красношейка, куда ты?

Птенцы: Мама, мама…

! Музыка: «Не рыдай Мене, Мати»

Сова: Куда же она полетела?

Лебедь: Красношейка такая смелая, она полетела к Страдальцу, как же она хочет ему помочь?

Воробей: Посмотрите, она вытащила клювом шип из тернового венца!

Красношейка возвращается с красным «отличием».

Красношейка: Дети! Дети! Люди распяли Бога!

Птенцы смотрят на грудку матери.

3 птенец: У тебя грудка красная!

1 птенец: Твои перышки красней, чем роза!

Красношейка: Это только капля крови, она исчезнет, как только я выкупаюсь в ручье.

1 ворон: Ошиблась Красношейка!

2 ворон: Ее перышки так и остались красными.

1 ворон: И у ее детей тоже?

Ласточка: Да! Самоотверженной и бескорыстной любовью к Богу она заслужила красные перышки для всего своего рода.

(под колокольный звон дети выстраиваются на песню «Солнечная песня», потом мы исполняем «Четыре таракана и сверчок», далее опять звучит колокольный звон – хор уходит, выходит первый ребенок, играющий на фортепиано).

— Ребята, сейчас Иванова Катя сыграет для вас пьесу «Смелый наездник» Р. Шумана и «Сладкая греза» П. Чайковского.

— Сейчас прозвучит «Вальс» и «Камаринская» из «Детского альбома» П. Чайковского в исполнении Черникова Александра.

— А теперь Лисицкая Надежда сыграет «Вальс-шутку» Д. Шостаковича и «Пляску на лужайке» Д. Кабалевского.

(вновь колокольный звон провожает сыгравших детей и встречает хор)

— В исполнении хора прозвучит песня «Пасхальное пробуждение».

— А сейчас для вас хореографическая группа исполнит танец «Солнечные узоры».

— Ну, вот и окончен наш концерт. С праздником, ребята! Христос Воскрес!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты нашей деятельности!

Рождественский концерт «Единение душ и сердец!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пасхальный концерт «Пасхальное чудо!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Пасхальные дни. Сценарий утренника./http://www.portal-slovo.ru
  2. Рождественский спектакль «Елочка»/http://www.ya-matushka.ru
  3. Страстная Седмица. Валентина Яроцкая/http://stihi.ru
  4. Пастернак Б. Доктор Живаго // Избранные произведения: В 2 т. СПб., 1998. Т. 2.
  5. Литературная страничка. Стихотворения о Святой Пасхе, Воскресении Христовом/http://www.hram-ks.ru
  6. http://pochemu4ka.ru
  7. Хомяков, А. В эту ночь/http://happy-school.ru
  8. Соловьев, В. Ночь на Рождество/http://solovev.ouc.ru
  9. Антология русской поэзии. В. Набоков. /http://antologia.xxc.ru

Оставить ответ