Исследовательская деятельность педагога-музыканта как средство саморазвития личности

Исследовательская деятельность педагога-музыканта как средство саморазвития личности

размещено в: Мои статьи (работа) | 0

Статья посвящена исследовательской деятельности педагога-музыканта. Это один из видов всей его деятельности. В современном обществе исследование становится не только уделом избранных, а необходимой составляющей работы всех педагогов. Красной нитью через всю статью проходит мысль о том, что исследовательская деятельность – это средство саморазвития личности педагога. Она помогает раскрытию таланта, выявлению новых возможностей, появлению интереса к работе и т. д. а кроме того, благодаря исследовательской деятельности педагог имеет возможность собственного непрерывного образования.
Ключевые слова: исследование, исследовательская деятельность, саморазвитие, творчество, самосовершенствование.

Как известно, профессия учителя, педагога вне зависимости от того, какой предмет он преподает, сочетает в себе много разных видов деятельности. Педагог-музыкант, например, на занятиях с детьми использует следующие виды деятельности: коммуникативные, организационные, методико-теоретические, конструктивные и другие. Если описать более конкретно его специфические виды деятельности, то он играет на инструменте, поет, дает ученикам теоретические знания, дирижирует и многое-многое другое.
Но для любого педагога, который любит свою профессию и хочет, чтобы она приносила пользу, работа на уроках не заканчивается. Она продолжается за стенами школы, дома, в библиотеке, в Интернете… Это та деятельность, которую смело можно назвать исследовательской, ведь педагог ищет, думает, выбирает наилучшие для каждого ученика методы и приемы, которые он будет использовать потом в своей работе. Не важно, сам ли он придумал или нашел нужное средство у других, это все равно будет исследовательская деятельность, потому что любое средство будет претворено к конкретному ученику, а значит, оно уже будет новым, особым.
По словам О. А. Апраксиной, «учитель – постоянный исследователь, наблюдающий учебно-воспитательный процесс во всех его компонентах, проявляющихся в реакциях учащихся, в их знаниях, умениях, навыках, во всем их облике» , а это значит, что исследовательская деятельность является одной из основных и очень важных для учителя. А, следовательно, требует особого внимания и изучения, поэтому является сегодня очень актуальной.
Исследовательская деятельность позволяет педагогам раскрывать свои таланты, обнаруживать новые возможности, творить и развиваться, никогда не останавливаясь на достигнутом, то есть способствует их саморазвитию и самореализации. Это делает работу учителя более интересной, как для него самого, так и для детей, потому что только творчески развивающийся человек способен научить других, передать им свои знания и свою волю к победе, к поиску нового.
Казеичева И. Н. в своей работе пишет о том, что у учителей со стажем работы 7-15 лет «проявляются симптомы «профессиональной деформации». Многие учителя с этим синдромом отмечают в себе равнодушие к работе, нежелание готовиться к урокам, участвовать в каких-либо мероприятиях, повышать свою квалификацию. В подобных случаях встает вопрос о поиске новых эффективных форм включения учителя в педагогическую деятельность» . Здесь как раз и приходит на помощь исследовательская деятельность. Она никогда не стоит на месте и учителю, занимающемуся ею, не становится скучно вести уроки, так как ни один урок у него не похож на другой, он привносит каждый раз новый элемент, развивается вместе с детьми.
Исследовательская деятельность необходима учителю для лучшего узнавания класса, для разработки новых принципов и методов работы, для более тесного контакта с детьми и родителями.
В наше время с переходом России к новым стандартам в образовании появились новые требования к осуществлению самого процесса обучения, воспитания и развития. Сейчас совершенно меняются формы работы, становится более востребованным умение самостоятельно что-либо изучать. И учитель, и ученик занимаются исследованием практически постоянно. Учащиеся делают различные презентации, создают всевозможные проекты по всем предметам. Учителя в свою очередь придумывают творческие задания, изучают возможности использования на уроках тех или иных форм и методов работы. Поэтому сегодня исследовательская деятельность педагога становится все более и более востребованной, значимой.
К тому же, детям обычно нравятся преподаватели, которые не просто заставляют их самих искать какую-то информацию, а своим примером показывают, как интересно узнать что-то первым и поделиться этим с другими. Получается некая игра: ты узнал, или открыл, или понял что-то, которое другим неизвестно; ты спешишь рассказать об этом своим друзьям, знакомым; они в свою очередь нашли или узнали что-то другое и делятся с тобой; происходит обмен опытом, информацией. И, хотя это еще не исследовательская деятельность, а просто любовь к знанию, к владению информацией, но именно благодаря этому рождается и тяга к науке, к изучению еще неисследованного, к обогащению ума. Появляются новые интересные проекты, доселе еще неизвестные.
Исследования всегда очень ценны, потому что благодаря им мы обогащаем свои знания, расширяем кругозор. Они каждый раз привносят в область известного ранее еще маленькую частичку знания. И, как сказал М. Горький: «Разум – наше светило. Нет ничего чудеснее человеческого мозга, нет ничего более изумительного, чем процесс мышления, ничего более драгоценного, чем результаты научных исследований». (Цит. по Г. М. Цыпин – С. 317)
Г. М. Цыпин сказал: «чтобы хорошо делать свое дело, человек сегодня должен много знать, и, что еще важнее, быть открытым для восприятия и ассимиляции новых знаний – причем, не только в рамках своей профессии, но и в смежных областях» . Для этого как раз и нужна исследовательская деятельность. Учителю же она просто необходима как воздух. Он проводит исследование каждый урок, постоянно изучая те или иные особенности восприятия информации детьми, их способности, проверяя, какая из форм работы больше подходит к данному ребенку и т. д.
Что же включает в себя понятие «исследовательская деятельность учителя»?
1. исследования класса, взаимоотношений, личности каждого ребенка…
2. разработки новых уроков, выявление новых методов и принципов работы;
3. написание различных научных статей, помогающих изучить ту или иную проблему в образовании;
4. проектная деятельность, совместная деятельность учителя и детей;
5. изучение интересов школьников и составление в связи с этим учебных планов, программ; планирование уроков.
6. и многие другие виды работ, связанные с творчеством, как с одной из разновидностей исследовательской деятельности.
После всего вышеизложенного возникает вопрос: «Зачем же исследовательская деятельность нужна педагогу-музыканту?» Ответ очень прост. Ведь профессия учителя музыки одна из самых творческих, а творчество – это как раз один из видов исследовательской деятельности. Оно не может стоять на месте, а постоянно нуждается в подпитке, которая, как известно, появляется при притоке нового, свежего, неизвестного доселе материала.
Урок любого предмета может быть творческим – и математики, и физики, и литературы, но тем более с творчеством связан урок музыки – как в общеобразовательной, так и в музыкальной школе или школе искусств. Поэтому вся исследовательская деятельность педагога-музыканта направлена на поиск средств, методов и приемов работы, способствующих творческому развитию детей.
Педагог-музыкант не только объясняет новый материал, поет с детьми, общается, но и параллельно с этим смотрит, какой вид занятий больше нравится им, какая музыка их больше привлекает, какие форма и вид работы им интереснее, и т. д. И, соответственно, ищет наиболее интересные методы, формы, виды работы, чтобы дети любили музыку, и как искусство, и как урок.
По мнению исследователей – Абдуллина Э. Б. и Николаевой Е. В., исследовательская деятельность учителя музыки направлена на решение следующих задач:
• изучение и творческое преобразование личности и деятельности учащихся в процессе музыкального образования;
• совершенствование содержания и процесса музыкального воспитания, обучения, развития;
• профессиональное саморазвитие.
И я считаю, что главная задача исследовательской деятельности педагога-музыканта. должна заключаться в том, чтобы урок уже был не уроком, а творческой мастерской, лабораторией, где рождаются высокие чистые души, где создаются жизненно важные и необходимые человеческие качества и чувства: доброта, милосердие, сострадание, вера, надежда и любовь. Где сама атмосфера напоминает семейный очаг. Где царит дух правды. Где каждый чувствует себя родным и нужным. Где нет горя и слез от неудавшегося ответа, плохого пения, игры или еще чего-то, подобного этому, потому что каждый ответ ценен сам по себе. Нужно учить уважать мнение каждого, чтобы никто не боялся сказать неправильно, ведь если не говорить то, что думаешь, то никогда не научишься рассуждать и размышлять о музыке.
Все это может получиться только тогда, когда сам учитель этого хочет и делает все, чтобы оно свершилось. И все это приводит, в том числе, к саморазвитию, самообогащению личности педагога, что является немаловажным фактором в его деятельности.
В своей работе я практически постоянно занимаюсь исследованием, изучением. Я ищу все новые и новые средства для работы с детьми. Поскольку сейчас существует огромное количество всевозможных современных методик, то очень сложно выбрать наиболее подходящие методы и приемы. По-моему мнению, наилучшим является синкретичное использование этих методик, т. е. отбор лучших средств отовсюду.
На каждом своем занятии я изучаю, подошло то или иное задание для данного ребенка или нет. И в зависимости от реакции ребенка, ищу дальше – похожие или совершено новые методы и приемы. То же самое, я уверена, делают и другие педагоги-музыканты. Иначе урок будет скучным, неинтересным и для педагога и для ребенка.
Сегодня, благодаря наличию Интернета возможно многое. Мы можем познакомиться с методиками, которые не найдешь в магазине, в библиотеке. Это очень помогает педагогу-исследователю. Позволяет ему найти огромное количество интересных творческих заданий для своих детей, иллюстрации к музыкальным произведениям, звуковые файлы и т. д.
Подведем итоги всему сказанному. Исследование – один из основных видов деятельности педагога, стремящегося к самосовершенствованию. Оно является неотъемлемой частью уроков и подготовки к ним, способствует улучшению их внешнего и внутреннего содержания. Но сегодня исследовательская деятельность не только направлена на улучшение качества образования детей, но и является средством саморазвития личности педагога. Она позволяет ему не завершать свое собственное образование, а непрерывно развиваться, искать себя, постоянно учиться, обновляя свои знания и не останавливаться на достигнутом, все время двигаясь вперед.

Литература:
1. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. уч. зав. – М.: Изд. центр Академия, 2004. – 336 с.
2. Апраксина, О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе/Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Сост. Апраксина, О. Вып.12 – М.: Музыка, 1977. – С. 3.
3. Казеичева, И. Н. МОУ СОШ № 18, г. Орехово-Зуево, Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как источник профессионального развития в современных условиях/Образование: взгляд в будущее: Сборник лучших работ участников IV Всероссийского конкурса педагогов. Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010. – С. 61
4. Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). – Тамбов, 2005. – 337 с.

Оставить ответ