Значение хорового пения в жизни общества (2012 г.)

С древних времен все люди пели: от мала до велика. Трудно переоценить значение хорового пения в жизни общества – оно огромно, ведь это могучее средство воспитания человеческих душ. Актуальность данной работы заключается в том, что сейчас, как никогда, мы должны прибегать к помощи хорового искусства, которое помогает строить общество, направляет мысли людей на прекрасные добрые дела, обогащает человека, для того, чтобы все стремились к высшему.

Цель работы: изучить значение хорового пения в жизни общества.

Задачи:

  • раскрыть понятия «хор», «хоровое пение» и «хоровое искусство»;
  • выявить функции хорового пения;
  • рассмотреть воспитательную функцию, как условие развития детей;
  • охарактеризовать роль музыкального искусства в жизни общества в целом;
  • раскрыть роль хорового пения в жизни общества.

Более подробно мы рассмотрим значение хорового пения в жизни России. Здесь пение было испокон веков одним из определяющих факторов формирования личности. Без пения не делалось ничего. Оно помогало жить, учиться, работать и т.д.

Рассмотрим теперь основные составляющие хорового пения.

1. Сущность понятий: «хоровое искусство», «хор», «хоровое пение»

Прежде чем приступить к изучению роли, значения хорового пения в жизни общества, постараемся определить, что же такое хор, хоровое пение и хоровое искусство.

Начнем с самого широкого из этих понятий – с хорового искусства.

Хоровое искусство – это «уникальный компонент музыкально-эстетической культуры, обладающий такими характеристиками, которые подчеркивают ценность музыки, человеческих отношений».[1]

Хоровое искусство – это часть всего музыкального искусства, причем, мне кажется, большая, так как изначально, когда еще не было никаких музыкальных инструментов, когда еще не было никакой теории и истории музыки, существовал человеческий голос. Люди стали петь так давно, как невозможно себе и представить, наверное, с самых первых дней существования на земле. Поэтому, зарождение хорового искусства произошло уже в самые первые если не дни, то годы существования человечества. Это, видимо, самый древний вид музыкального искусства.

Хоровое искусство включает в себя такое понятие, как «хор». Есть множество его определений, но в данной работе мы приведем определение Чеснокова Павла Григорьевича.

Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы.[2]

Этим определением Чеснокова все сказано. Хор – это определенный коллектив, который объединяет собой людей, занимающихся пением. Но, в нем должен обязательно быть ансамбль, который уравновешивает между собой партии; строй, дающий чистоту звучания, его красоту; нюансы, которые делают звучание хора более выпуклым, красочным.

Почему же Чесноков выделяет именно эти составляющие? Потому что «ансамбль, строй и нюансы являются главнейшими и непременными элементами хоровой звучности как таковой».[3]

В деятельности хора появляется такое понятие, как «хоровое пение». Без него не существует и не может существовать ни один хор.

Хоровое пение, по словам Б. В. Асафьева – это ключ к пониманию музыки.[4]

«Хоровое пение — коллективное исполнение вокальной музыки».[5]

Хоровое пение – это часть глубокого, обширного понятия «музыкально-хоровая культура», при вхождении в которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. «Хоровое пение в этом случае является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие)».[6]

Хоровое пение относится как к русской, так и к зарубежной музыкальной культуре. Остановимся более подробно на русском.

Значение сущности русского хорового пения представляет собой следующие особенности:

  • онтологические (философское знание о человеке, ведущее к осознанию и поискам разрешения проблем, связанных с отношениями человека с природой, с другими людьми и обществом в целом, человека с самим собой),
  • аксиологические (ценностное отношение к миру человеческой деятельности, к творческой реализации внутреннего содержания хоровой культуры),
  • религиозные (стремление человека к жизни в единстве с Абсолютом, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия, основывающееся на вере и духовном опыте человека, отражающиеся в духовных хоровых произведениях).[7]

«Русское хоровое пение, зародившись на самой заре человеческой культуры, путем эволюционного развития, выделилось в самостоятельный вид художественного творчества и в наше время стало одним из важнейших и деятельных инструментов культуры. Оно входит в раздел музыкознания и понять сущность русского хорового пения только этим видом научного направления нельзя. Тем самым, следует выделить русское хоровое пение из области музыкознания, чтобы яснее постигнуть его сущность. Оно несет познавательную, мировоззренческую ценность, имеет смысловую установку, пробуждает мироощущение. Русское хоровое пение — способ существования человека, практического и духовного освоения им окружающего мира, художественно претворённый эстетический опыт человека на основе ценностного взаимодействия с бытием.

Если русская певческая культура поднята дивным светом традиции, то и познание сущности русского хорового пения должно быть устремлено к раскрытию этого света».[8]

Далее мы рассмотрим функции хорового пения, остановившись более подробно на основной из них – воспитательной.

2. Функции хорового пения

Процесс хорового музицирования объединяет различные качества его участников – музыкальные способности, личные качества и т. д. Хоровое творчество выполняет много функций. Применительно к детскому пению, можно выделить следующие из них:

Самая важная – воспитательная;

Познавательная;

Эстетическая;

Рекреационная;

Функцию общения.[9]

Если же говорить о функциях хорового пения более обширно, то можно выделить такие виды:

  • коммуникативная, как способ человеческого общения;
  • отражательная, как олицетворяющая действительность (идеи, эмоции, окружающий социум);
  • воспитательная и преобразовательная, как преобразующая человека и общество;
  • историческая, как взаимовлияние исторически изменяющихся форм хорового пения на современное видение общества и общества на хоровые формы;
  • познавательно-просветительная, как концертно-исполнительская хоровая деятельность;
  • экзистенционально-этическая как «очеловечивающая»;
  • эвдемоногизирующая («осчастливливающая»);
  • катарсическая (очищающая душу под влиянием произведений хорового искусства);
  • философско-мировоззренческая («гармонизующая»).[10]

 

  • Воспитательная функция хорового пения, как необходимое условие развития ребенка

Хоровое пение было и остается наиболее массовой формой активного приобщения детей к музыке. Оно призвано сыграть серьезную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

Петь могут все, потому что пение – это естественный, доступный многим способ выражения художественных потребностей. У каждого человека есть голос, который всегда находится при себе. Поэтому, хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания всех людей, а в первую очередь, детей.

Хоровые произведения совмещают в себе словесный и музыкальный тексты, что дает двойной воспитательный эффект и приводит к большей эмоциональной отзывчивости.

«Пение в хоре – средство общего музыкального развития учащихся. Вместе с тем оно воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив».[11]

Одна из особенностей хорового пения – это то, что в нем могут принимать участие люди с разным уровнем развития, музыкальной подготовленности.

«Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения – сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников».[12]

Хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. «Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека».[13]

Очень интересно то, что детское пение способствует исследованиям для медицины, психологии, акустики, педагогики и т.д. Так возникает теория и система музыкального воспитания детей.

«В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно — исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач».[14] Пение дает детям ощущение счастья и способность к позитивной самооценке, а потому их в меньшей степени тяготит комплекс неполноценности, раздраженность, агрессия и желание всячески ее проявить. Тем самым у них пробуждается и развивается понимание ответственности за свои поступки, за отношения с ближними.

«Одним из результатов научно–технической революции является растущее понимание значения музыки и других видов искусства в повышении творческого потенциала человека, большой роли искусства в воспитании подрастающего поколения. Давно признано, что точные науки — математика, физика, биология, астрономия и другие — формируют познавательные способности и развивают мышление школьника, а искусство, и в первую очередь музыка, формирует чувства и нравственные качества будущего гражданина. Точные науки и искусство не противоположны, а дополняют друг друга в системе воспитания целостной личности, так как выражают необходимые и взаимосвязанные стороны рационального и эмоционального в человеке и в любой его деятельности.[15]

«Хоровая деятельность стимулирует нравственное становление человека, благотворно влияет на его мировоззрение и эстетическое развитие. Занятия в хоре как фактор воспитания способствуют развитию эстетической культуры, жизненному самоопределению и выбору профессии».[16]

Таким образом, именно занятия музыкой необходимы ребятам для эмоционального и нравственного воспитания, без которого их образование и воспитание будет односторонним и неполноценным.

 3. Значение музыки в целом и хорового пения в частности в жизни общества

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего человека».

В. А. Сухомлинский

Музыка в целом играет огромную роль в жизни общества. Она обогащает душу, пробуждает добрые чувства, способна формировать мировоззрение человека, дает возможность отдохнуть от суеты, окружающей нас постоянно. Она развивает человека как личность. Все это много раз доказывали ученые разных веков, эпох. Есть даже целая таблица влияния отдельных ладов, нот, тональностей и произведений на состояние здоровья человека. Музыка способна излечивать многие болезни, она влияет на физические процессы, проходящие в человеческом организме. Она оказывает воздействие не только на людей, но и на животных.

Например, «проведённый в Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку, сокращается на 50-20 %. Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться».[17]

«Связь музыкального искусства с жизнью общества осуществляется в трех взаимосвязанных аспектах. Во-первых, оно отражает реальную действительность, во-вторых, дает ей художественную оценку и, в третьих, осуществляет творческую функцию, преобразуя социальную жизнь человека».[18]

Но на самом деле не только жизнь общества зависит от музыки, но и наоборот. Музыкальное искусство постоянно реагирует на изменения в обществе, оно отражает явления, которые происходят в то или иное время. Поэтому в каждую эпоху появлялась и продолжает появляться новая музыка, не свойственная предыдущим.

Музыкальное искусство, как известно, включает в себя множество видов: это и инструментальное искусство, и теоретическое, и историческое и вокальное, и, конечно же, хоровое. В данной работе мы рассматриваем значение именно хорового пения в жизни общества.

3.1    Роль хорового пения в жизни общества

«Искусство хорового пения всегда было и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества, несмотря ни на какие потрясения, переживаемые нашим государством».[19] Хоровое пение развивает человека во всех направлениях, делая из него разностороннюю личность. Это искусство уникальных возможностей.

Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определила его значительную роль в жизни общества. Так как хоровое пение — искусство массовое, оно предусматривает главное — коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

В разные эпохи значение хорового пения в жизни общества менялось, так как менялись формы правления, взгляды людей, устои, законы и т. д. Хоровое искусство отражает динамику русской культуры, воплощая философские, религиозные, нравственные взгляды общества в конкретный исторический период. Влияя на сознание человека, оно формирует эмоционально-ценностные основы, идеалы, моральные принципы, образ жизнедеятельности. В истории человечества были даже периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

В Древней Руси хоровое искусство было связано с духовным совершенствованием человека и общества, с творческим созиданием.

«В современной России хоровое искусство приобретает особое значение, оно тесно связано с духовно-певческой традицией, а также с его изначально высокой миссией. Роль этого музыкального жанра на нынешнем этапе развития культуры неуклонно растет, несмотря на то, что разделение духовной культуры на массовую и высокую достигло небывалых масштабов. При этом только высокая культура учит и воспитывает. Перед современной хоровой культурой стоят и новые задачи, к которым правомерно отнести возрождение национальной певческой традиции, установление контактов с другими национальными культурами, участие в формировании новой структуры образования и функционирования сферы культуры».[20]

Хоровое пение сплачивает людей одной нации, одного народа, объединяет их в творчестве, формирует и сохраняет индивидуальность, неповторимость личности при коллективной организации труда. Хоровое пение всегда стремилось к исчезновению агрессии в мыслях людей, к формированию новых идеалов общества.

«Русское хоровое пение всегда являлось неотъемлемой частью жизни народа, в нём воплощены черты народного характера, психологии, особенностей быта, страницы истории, в которой лежит особая, возвышенная сторона жизни общества. Развивая свои духовные способности, поющий, через тщательное, совместное их выражение словами и звуками, совершенствует и те высшие телесные свои орудия, которыми человек отличается от животного,— это органы голоса, речи и музыкального слуха».[21]

Хоровое пение было и остается надежным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, испытанным средством музыкального воспитания и образования народа и повышения общей культуры подрастающего поколения. Оно помогает социализировать человека в обществе.

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, т.е. совместное — это верный показатель духовного здоровья нации. В дореволюционной России все обряды — рождения, венчания, погребения — сопровождались пением. И на всех праздниках наш народ пел. В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте — в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Именно на базе всеобщей певческой хоровой культуры развивалась уникальная музыкальная культура народа.

«В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что, имея отдельные положительные результаты в певческой хоровой работе с детьми, мы вот уже десятилетиями постоянно теряем традиции совместного пения, серьезного отношения к музыке вообще».[22]

В последнее время можно говорить о том, что хоровое искусство России рассматривается вместе с массовой музыкальной культурой, так как роль хорового исполнительства в духовно-нравственном воспитании человека огромна, благодаря демократичности этого жанра, его изначально общественному, коллективному характеру, его неразрывной связи с народно-песенными истоками.

Хоровое пение является средством приобщения к ценностям культуры и национальным традициям, в результате чего увеличивается объем и глубина знаний, выстраиваются межличностные отношения, отвечающие гуманистическим запросам современного общества.[23] Принцип коллективности формирует общественные качества: коммуникативность, ответственность, организованность, умение подчинять свои интересы задачам коллектива.

Хоровое пение укрепляет самые лучшие качества в человеке, воспитывая нравственную красоту и очищая душу, что очень сложно сформировать в системе индивидуального обучения. Воздействие хорового пения на людей – возможность сплачивать их, объединяя через унисонное пение, примиряя враждующих и соединяя их в дружбу. Это действенный и экономически «выгодный» воспитатель, способный охватить своим влиянием любое общество.

Таким образом, роль массового хорового пения на жизнь общества может оцениваться однозначно положительно. Этот факт хорошо известен ученым, педагогам и находит свое выражение в широком распространении пения в детсадах, школах, институтах.

Заключение

         Мы рассмотрели, что собой представляет хоровое пение, какие его функции, какова его роль в жизни общества.

Хоровое пение является одной из составляющих всей музыкальной культуры, оно помогает человеку социализироваться и адаптироваться в обществе, активно взаимодействуя с его членами. Оно делает жизнь каждого светлее и радостнее, приобщает его к высшему, духовному. Благодаря ему, человек стремится к идеалу, воспитывает свои нравственные качества души, приобретая ответственность, честность и многое другое.

Хоровое пение, как массовое искусство воздействует на огромное количество народа. Оно влияет на физическое, интеллектуальное, нравственное, духовное состояние человека, созидая здоровую по всем параметрам личность.

В общем, хоровое пение – это неотъемлемая часть жизни общества, которая положительно влияет на все сферы жизнедеятельности.

Список литературы

  1. Абрамович, Е. И. Роль хорового пения в эстетическом воспитании мальчиков и юношества// http://pws-conf.ru
  2. Асафьев Б.В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /под ред. Орлова С.М., 2 издание. — М., Музыка, 1973.
  3. Асташова, Н. А. Хор как инструмент ценностного развития личности.//Дирижерско-хоровое образование и исполнительство в XXI веке. Взгляд молодых ученых: сб. научн. тр./под ред М. В. Кревсун – Таганрог: издатель Ступин А. Н., 2010.
  4. Божко, Н.И Влияние музыкально-хоровых занятий на развитие и воспитание ребенка.//Родителям на заметку// http://kastaliya.narod.ru
  5. Лежнева Т. М. Хоровое искусство как фактор инкультурации личности.//Диплом, курсовая и реферат самостоятельно. Реферун: //http://www.referun.com
  6. Мясищев, В. Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / В. Н. Мясищев, А. Готсдинер — Л. 1981.
  7. Роль музыки в жизни общества //http://otherreferats.allbest.ru
  8. Сущность русского хорового пения как феномена культуры/ http://www.kyltyr.ru
  9. Хоровое пение как вид музыкальной деятельности. Курсовая работа/http://bibliofond.ru
  10. Чесноков, П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. – М.: Гос. муз. изд-во, 1961.
  11. Шарипова, А. Р. Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры.//Научная библиотека диссертаций и авторефератов //http://www.dissercat.com
  12. Шелихова, О. Н. Ребенок нового мира. Детское хоровое пение как искусство развития уникальных духовных и эстетических качеств человека. /http://ballet.kharkov.ua
  13. Яндекс. Словари. Хоровой словарь, 2005/ http://slovari.yandex.ru

[1] Асташова, Н. А. Хор как инструмент ценностного развития личности./Дирижерско-хоровое образование и исполнительство в XXI веке. Взгляд молодых ученых: сб. научн. тр./под ред М. В. Кревсун – Таганрог: издатель Ступин А. Н., 2010. – с. 22

[2] Чесноков, П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. – М.: Гос.муз.изд-во, 1961. – с. 25-26

[3] Чесноков, П. Г. Там же. – с. 25

[4] Асафьев Б.В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /под ред. Орлова С.М., 2 издание. — М., Музыка, 1973.

[5] Яндекс. Словари. Хоровой словарь, 2005/ http://slovari.yandex.ru

[6] Божко, Н.И Влияние музыкально-хоровых занятий на развитие и воспитание ребенка.//Родителям на заметку// http://kastaliya.narod.ru

[7] Сущность русского хорового пения как феномена культуры/ http://www.kyltyr.ru

[8] Там же.

[9] Шелихова, О. Н. Ребенок нового мира. Детское хоровое пение как искусство развития уникальных духовных и эстетических качеств человека. /http://ballet.kharkov.ua

[10] Сущность русского хорового пения как феномена культуры/ http://www.kyltyr.ru

[11] Хоровое пение как вид музыкальной деятельности. Курсовая работа/http://bibliofond.ru

[12] Там же.

[13] Шелихова, О. Н. Ребенок нового мира. Детское хоровое пение как искусство развития уникальных духовных и эстетических качеств человека. /http://ballet.kharkov.ua

[14] Абрамович, Е. И. Роль хорового пения в эстетическом воспитании мальчиков и юношества// http://pws-conf.ru

[15] Мясищев, В. Н. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / В. Н. Мясищев, А. Готсдинер — Л. 1981. – с.28

[16] Асташова, Н. А. Хор как инструмент ценностного развития личности./Дирижерско-хоровое образование и исполнительство в XXI веке. Взгляд молодых ученых: сб. научн. тр./под ред М. В. Кревсун – Таганрог: издатель Ступин А. Н., 2010. – с. 23

[17] Роль музыки в жизни общества //http://otherreferats.allbest.ru

[18] Бычков Ю.Н. Введение в музыкознание. Курс лекций. Раздел 4. Роль музыки в жизни общества//http://music.rulitru.ru

[19] Шарипова, А. Р. Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры.//Научная библиотека диссертаций и авторефератов //http://www.dissercat.com

[20] Шарипова, А. Р. Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры.//Научная библиотека диссертаций и авторефератов //http://www.dissercat.com

[21] Сущность русского хорового пения как феномена культуры/ http://www.kyltyr.ru

[22] Шелихова, О. Н. Ребенок нового мира. Детское хоровое пение как искусство развития уникальных духовных и эстетических качеств человека. /http://ballet.kharkov.ua

[23] Лежнева Т. М. Хоровое искусство как фактор инкультурации личности .//Диплом, курсовая и реферат самостоятельно. Реферун: //http://www.referun.com

Оставить ответ