КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА
(последовательность)
1. Прежде чем начать играть, возьми в руки дневник, открой его на нужной странице и прочитай, что тебе задали (полностью)!
2. Начинай играть с гамм по алгоритму (см. Как правильно играть гаммы).
3. Далее прочитай задание к первому произведению. Осознай, что от тебя требуют.
4. Работай над произведением в зависимости от задания (см. Как работать над произведениями).
5. После того, как закончил с первым произведением, читай задание для следующего и работай над ним. И так поступай с каждым произведением.
КАК ПРАВИЛЬНО ИГРАТЬ ГАММЫ
(алгоритм и пальцы)
Алгоритм:
Играй гаммы по следующему алгоритму:
• Прочитай задание по гаммам;
• Вспомни, с какой ноты следует начать, и какие в данной гамме знаки;
• Играй верными пальцами, не забывая о знаках:
МАЖОР | МИНОР |
натуральный | натуральный |
расходящаяся гамма | гармонический |
мелодический | |
хроматическая гамма | хроматическая гамма |
аккорды | аккорды |
длинные и короткие арпеджио | длинные и короткие арпеджио |
* для учащихся с 4 по 7 класс + ломаные арпеджио | * для учащихся с 4 по 7 класс+ ломаные арпеджио |
*для учащихся с 5 по 7 класс + в терцию и в дециму |
Помни, что при первоначальном разучивании гаммы следует играть сначала в одну октаву, следя за пальцами и знаками. Затем, для каждого класса своё количество октав:
1 класс – 1 октава отдельными руками;
2 класс – 2 октавы отдельными руками;
3 класс – 2 октавы двумя руками;
4-7 классы – 4 октавы двумя руками.
Порядок пальцев:
Порядок пальцев во ВСЕХ гаммах, КРОМЕ си минора и си мажора, фа# минора и фа# мажора, до# минора и реь мажора, соль# минора и ляь мажора, ре# минора и миь мажора, сиь минора и сиь мажора, следующий:
Правая рука: вверх – 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
вниз – 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1.
Левая рука: вверх – 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1.
вниз – 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5.
В Си миноре и си мажоре:
Правая рука – как обычно
Левая рука: вверх – 4, 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1.
вниз – 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4
В фа# миноре:
Правая рука: вверх: 2, 3, 1, 2, 3, 4, 1, 3
вниз – 3, 2, 1, 3, 2, 1, 3, 2
Левая рука: как в си миноре
В фа# мажоре:
Правая рука: вверх: 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4, 5
вниз – 5, 4, 3, 2, 1, 4, 3, 2
Левая рука: как в си миноре
В до# миноре и реь мажоре:
Правая рука: как в фа# миноре
Левая рука: вверх: 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1,2
вниз – 2, 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3
В соль# миноре:
Правая рука: вверх: 2, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 3
вниз – 3, 2, 1, 3, 2, 1, 3, 2
Левая рука: вверх: 3, 2, 1, 3, 2, 1, 4, 3
вниз – 3, 4, 1, 2, 3, 1, 2, 3
В ляь мажоре:
Правая рука: как в соль# миноре
Левая рука: вверх: 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 2
вниз – 2, 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3
КАК РАБОТАТЬ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Разбор произведения:
I. Первоначальный анализ нотного текста
1. Прочитать название и автора произведения. Запомнить его. По возможности найти краткую информацию о композиторе.
2. Посмотреть, какие в произведении ключи, меняются ли они. Какие знаки при ключе. Определить тональность (знаки, первая и последняя нота в правой и левой руках). Какой размер.
3. Посмотреть, есть ли в произведении случайные знаки, и назвать их.
4. Посмотреть, есть ли паузы, и какие.
5. Посмотреть, какие встречаются длительности и какие в тексте штрихи.
6. Делим произведение на большие части (как правило, это 2 или 3 части) и ищем повторы, похожие и различные места.
II. Разбор на инструменте
1. Играем в медленном темпе по отдельности каждую руку, внимательно следя за нотами, пальцами, знаками, паузами. Обязательно начинаем играть со счетом вслух (в зависимости от размера).
2. Играем и разбираем произведение до тех пор, пока все ноты, штрихи, пальцы не станут понятными.
В конечном итоге, разобранным произведение считается, если:
— можешь сыграть произведение в медленном темпе по нотам, соблюдая правильные ноты, верный ритм, пальцы, штрихи, не останавливаясь в поисках нужной ноты и без помощи педагога.
Работа над произведениями в процессе изучения:
1. Делим произведение на более мелкие части (предложения, фразы, мотивы) и работаем детально над каждым из них до тех пор, пока каждый конкретный эпизод не начнет получаться.
2. Сложные места проучиваем особо. И начинаем именно с них.
Выучивание наизусть:
1. Играем первую фразу (небольшую) по нотам несколько раз, пытаясь запомнить;
2. Пробуем сыграть эту фразу наизусть, не убирая пока ноты;
3. Если не получилось, играем еще по нотам и запоминаем. Затем опять пробуем сыграть наизусть. И так до тех пор, пока не выучили эту фразу.
4. После этого приступаем к следующей фразе по такому же алгоритму.
5. Затем соединяем эти две фразы и играем их наизусть.
6. Таким же образом выучиваем всё остальное, не забывая соединять все фразы вместе.
ПОМНИ, ЧТО НЕТ НИЧЕГО ХУЖЕ БЕСТОЛКОВЫХ ЗАНЯТИЙ – ОНИ НЕ ТОЛЬКО НЕ ПРИНОСЯТ ПОЛЬЗЫ, НО И ВРЕДЯТ ДЕЛУ, ЗАКРЕПЛЯЯ СТАРЫЕ ОШИБКИ.
Оставить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.