Проблема звуковысотного интонирования в младшем хоре

размещено в: Мои статьи (работа) | 0

Проблема звуковысотного интонирования в хоре всегда была одной из ведущих. В современном мире она становится еще более острой и актуальной. Чистота интонирования становится высокой планкой. Почему же так происходит? Видимо, сказывается влияние современной музыки на слух, голос, этические представления и вообще все сферы жизни людей. Из утробы матери ребенок приучается слышать не те звуки, которые ему нужно слышать для правильного развития всех физических и психических функций. Поэтому зачастую многие дети в результате не могут различать на слух высокие и низкие звуки, правильно воспроизводить голосом мелодию. Все чаще дети с такими проблемами встречаются и в хоре.
Актуальность этой проблемы обусловила выбор темы данной работы: «Проблема звуковысотного интонирования в младшем хоре».
Цель работы: теоретическое изучение проблемы звуковысотного интонирования в младшем хоре и определение методов и приемов ее практического решения.
Задачи:
1. Изучить смысл понятия «интонирование» и зависимость чистоты интонирования.
2. Обобщить опыт ведущих хормейстеров и отобрать для себя наиболее полезные средства работы над интонированием.
3. Осветить методы и приемы работы по формированию звуковысотного интонирования, используемые автором в младшем хоре.
Методологическая основа: Вопросом звуковысотного интонирования занимались и занимаются многие ведущие хормейстеры. Методологической основой данной работы явились книги и учебные пособия Г. П. Стуловой, В. Л. Живова, Б. В. Асафьева, П. Г. Чеснокова, а также методические разработки В. В. Емельянова и Д. Е. Огороднова.
Определим, что такое интонирование в музыке и для чего оно вообще нужно.
Хотелось бы привести слова Б. В. Асафьева, который сказал, что «музыка – это искусство интонируемого смысла» . Из этих слов следует, что интонация – это основа всей музыки. А если так, то интонирование должно быть одной из главных составляющих музыкального искусства в целом и хорового в частности. Чистое интонирование очень важно для понимания самой музыки. И именно поэтому звуковысотное интонирование – одна из важнейших проблем современного хорового пения.
В различных учебниках по хороведению (у П. Чеснокова и его последователей) термин «интонирование» трактуется как «способ достижения чистого, точного строя». К «певческому интонированию они подходят как к средству выравнивания, «выстраивания» хоровой звучности». А строй в хоре, по определению В. Живова, «невозможен без точного звуковысотного интонирования певцами каждого голоса партитуры, каждой партии».
Чистота звуковысотного интонирования зависит от многих факторов. К ним относятся:
• использование различных голосовых регистров при звукообразовании: фальцетного, грудного и смешанного;
• внимание;
• интерес;
• эмоциональное состояние поющего;
• форсированное или нефорсированное пение;
• различные элементы музыки (звуковысотный рисунок, ладовая система, направление мелодического движения, динамические и метроритмические акценты, структурное строение и т.д.).
Значит, для того, чтобы в хоре было налажено чистое звуковысотное интонирование, нужно: научить поющих правильно использовать механизм звукообразования, поддерживать их интерес и внимание, позитивно влиять на их эмоциональное состояние, разогревая положительные эмоции, а также обучать точности интонирования в зависимости от изменения различных элементов музыки.
Обратимся к чистоте звуковысотного интонирования в младшем хоре.
Младший хор – это хор начинающих певцов, у которых еще недостаточно развита вокально-слуховая координация. В большинстве своем голоса детей пока не настроены на правильное звуковысотное интонирование, так как их голосовой аппарат только начинает формироваться. Он не похож на голосовой аппарат взрослого человека. Поэтому хормейстер младшего хора сталкивается с проблемой формирования звуковысотного интонирования у детей. При звукообразовании младшие школьники используют разные регистры: одни – фальцетный (головной), другие – грудной. Это зависит от «типа голоса от природы, вокальных способностей, физического и музыкального развития, методики обучения и пр.». Однако, «проявляя склонность к использованию какого-то одного из голосовых регистров, дети легко могут перестроиться на другой регистровый механизм с помощью педагога по принципу подражания. Способность к вокальному подражанию в этом возрасте достигает своей кульминации. После 10 лет она постепенно угасает». И именно в младшем школьном возрасте закладываются необходимые вокально-хоровые навыки: атака звука, точность интонирования, чувство ансамбля, отдельные элементы вокальной техники и т. д. Поэтому он является самым благоприятным периодом для формирования вокальных навыков и исправления качества звуковысотного интонирования.
Сегодня детей младшего школьного возраста можно условно разделить на три группы:
1. Плохо интонирующие, или «гудошники».
2. Интонирующие частично неправильно или неточно.
3. Хорошо интонирующие.
С первой группой планомерно использовать индивидуальные занятия, так как на занятиях, совместных с другими детьми, не получается уделить им должного внимания. С ними требуется отдельная работа, направленная на обучение их слышанию своего голоса и мелодии. Эти индивидуальные занятия должны периодически повторяться, чтобы закрепить приобретенные навыки.
Со второй группой, возможно, тоже потребуются отдельные занятия, но с ними можно работать и на совместных уроках. Им нужно исправить или подправить интонацию.
Для формирования звуковысотного интонирования детей третьей группы не требуется больших затрат со стороны педагога, но обязательно должно вестись планомерное развитие, поддержка и дальнейшая работа по улучшению его качества.
Г. П. Стулова в своей книге «Развитие детского голоса» делает очень важное наблюдение о том, что «дети с плохой интонацией чаще используют грудную манеру фонации; со средней по качеству интонацией — звучат, как правило, в средних регистрах, т. е. используют микст с различной степенью приближения к крайним типам; а с хорошей и отличной интонацией звучат ближе к фальцету». Таким образом, получается, что качество звуковысотного интонирования зависит от типа регистрового звучания голоса. Из этого следует, что для того, чтобы добиться чистого интонирования, нужно стремиться вывести все детские голоса на фальцетный тип звукообразования, при этом звук должен быть легким, не перегруженным, чтобы не допустить неточность интонирования. Об этом же говорили и М. А. Балакирев с Г. Я. Ломакиным, которые советовали начинать упражнения с головного регистра. Для переведения детей с грудного на фальцетный режим можно использовать всевозможные голосовые игры, где в процессе подражания дети незаметно для самих себя открывают в своем голосе новый мир фальцетного звучания.
Для того чтобы проблема звуковысотного интонирования в младшем хоре была решена, нужно заниматься ею не только в процессе распевания, но и при выборе репертуара, который должен соответствовать психолого-педагогическим и физиологическим требованиям, а также быть полезным именно с точки зрения формирования правильного интонирования.
Также, чтобы облегчить разрешение данной проблемы нужно решать ее через образные средства, тогда детям будет все понятно, доступно, а главное, интересно. Дети должны представлять, как нужно петь, с каким ощущением, настроем. Тогда они смогут спеть чисто, даже не задумываясь об этом, а качество их звука станет намного понятнее.
Для успешной работы по формированию звуковысотного интонирования очень полезно использовать методики Д. Е. Огороднова, В. В. Емельянова и Г. П. Стуловой. Это, на наш взгляд, три основополагающие методики, на которые можно ориентироваться современным педагогам-хормейстерам при построении своей работы с детьми младшего школьного возраста.
Вот некоторые методы и приемы, которые автор данной работы использует для формирования звуковысотного интонирования у детей младшего хора:
• Пение от звуков «примарной» зоны, выявление диапазона голоса. В. В. Емельянов советовал, чтобы ребенок считал нараспев, а хормейстер в это время, уловив ту ноту, на которой тот считает, играл эту ноту на инструменте, поя вместе с ним. Затем, убедившись, что ребенок стал слышать эту ноту, постепенно вместе с инструментом водить его по хроматизмам вверх, до верхней ноты его диапазона и вниз, до нижней ноты диапазона. После этого дети реально начинают слышать, более чисто интонировать мелодию, но это не значит, что одного раза достаточно для решения проблемы плохого звуковысотного интонирования. Занятия должны продолжаться, чтобы приобретенное умение превратилось в закрепленный навык. Мне кажется, что такой прием можно применять не только с теми, кто совсем не умеет интонировать, т. е. с «гудошниками», но и с теми детьми, кто просто не совсем точно интонирует, например, недотягивает верхние ноты или неточно переходит по полутонам или тонам и т. д.
• Пение с «ручными» знаками. Ребенок показывает во время пения направление мелодии, благодаря чему он запоминает, куда она движется, и у него появляется координация слуха и голоса. Он может соотнести: выше или ниже тот или иной звук.
• Аналогично действует и дирижирование хоровых произведений (или пластическое интонирование под музыку). Оно очень помогает детям почувствовать интонацию. После такого задания дети лучше воспринимают само произведение и чище его поют.
• Пение с использованием различных регистров – фальцетного и грудного, чтобы понять разницу. Произведения со скачками.
• Подражание различным животным: птичкам, мышкам, насекомым для того, чтобы настроить детей на фальцетный режим. Все это делается в игровой форме.
• Также применяются словесные игры (по Емельянову), где используются верхний и нижний регистры.
• Пение по ступеням. На доске записаны в столбик все ступени лада от I до VIII. Педагог показывает поочередно на ту или иную ступень (подряд, через 1, со скачками…), а дети воспроизводят их в том порядке, в котором им покажут.
Подведем итоги всему сказанному.
На современном этапе проблема звуковысотного интонирования остается одной из самых острых и актуальных. Особенно она касается детей младшего школьного возраста, когда происходит формирование голосового аппарата. Хормейстеру важно заинтересовывать каждого ребенка, чтобы у него не ослабевало внимание, поддерживать его эмоциональное состояние, обучать пению в натуральных регистрах, преимущественно в фальцетном, так как все эти составляющие влияют на чистоту звуковысотного интонирования.
Каждый ребенок может научиться точно интонировать, но только при условии правильного занятия с ним. Для успешного решения проблемы звуковысотного интонирования должна вестись работа на всех уровнях и во всех видах деятельности хора: в распевании, в разучивании программы, в детальной работе над произведениями, в подготовке к концертному выступлению и т. д. Лучше всего дети понимают, как нужно интонировать, когда им приводят образные сравнения.
Таким образом, проблема звуковысотного интонирования должна все время решаться в каждом коллективе и с каждым певцом отдельно. Ее актуальность характерна для каждого конкретного случая, поэтому и решение приходит в каждом случае свое. Главное, не упустить эту проблему, чтобы незамеченные ошибки в интонировании не закрепились, так как в противном случае их будет очень сложно исправлять.

Список литературы:
1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс. Ч. 2 Интонация. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
2. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
3. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. – 270 с.
4. Стулова, Г. П. Хоровое пение в школе: учебн. пособие д/студ. высш. уч. зав. – М., 2010. – 176 с.