Учитель-воспитатель (2011 г.)

Сегодня проблема образования и воспитания занимает довольно-таки важную позицию. Постоянно ведутся разговоры и дискуссии на тему: как же надо обучать и воспитывать детей? И я решила изучить мнения разных людей, которые жили в различные времена, на эту проблему. В своей работе я использовала цитаты таких известных людей, как Сухомлинский, Мудрик, игумен Георгий, Ильин, Иоанн Кронштадтский, Януш Корчак и Победоносцев. Это позволило рассмотреть данную проблему с точки зрения абсолютно разных людей: от советских учителей до священников, то есть увидеть, как люди с разными убеждениями смотрят на воспитание и образование детей.

Целью моей работы было понять, кто такой учитель-воспитатель, каким он должен быть, как он должен воспитывать детей и что нужно делать, чтобы правильно воспитывать.

Для того чтобы это изучить и понять, прежде всего, приведу значение слова «учитель».

«В «Толковом словаре живого великорусского языка», созданном… крупнейшим ученым Владимиром Ивановичем Далем, слово «учитель» определяется, как наставник, преподаватель. Преподаватель передает накопленные человечеством знания. Наставник наставляет, как следует себя вести и как надо жить. Эти две задачи учителя – преподавать и наставлять, или, иначе, учить и воспитывать – основные…».[5]

Что же такое воспитание? «Воспитание – это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка».[8]

         Учитель вообще должен занимать одну из ведущих позиций в жизни общества, так как именно учитель воспитывает детей, как достойных граждан своей страны. С учителем ребенок проводит большую часть своей жизни, от него он получает знания не только по какому-то предмету, но и знания о жизни.

И чтобы узнать образ учителя-воспитателя я выбрала данную тему, которую постараюсь раскрыть наиболее полно. В своей работе я буду говорить не только об учителях общеобразовательных предметов, но и конкретно, об учителе музыки, так как это моя будущая профессия.

 Глава I

Назначение учителя-воспитателя. Как воспитать ребенка.

                                                                                             Воспитание из всех дел самое святое.

Свят. Феофан Вышенский

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставил им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

А. С.Пушкин.

Учитель-воспитатель… Кто он? Какова его сущность, каково его назначение?

Кто-то сказал замечательные слова: «Воспитатель – апостол… Будущее народа… Счастье будущих поколений…». [4] Наверное, это действительно так. Ведь кто такие Апостолы? Это святые, которые шли, проповедовали по всему миру, учили людей и вели их к Богу. А учитель – это наставник, человек, который ведет детей к пониманию Истины, учит их. К сожалению, «мы сплошь и рядом не до конца понимаем великую роль учителя в жизни общества и каждого отдельного человека… Это происходит потому, что, имея в виду одно значение слова «учитель» — передающий знания, мы порой неосознанно упускаем или недооцениваем второе его значение – наставник, т.е. наставляющий, как жить. А именно это второе значение – главное. Оно и в первую очередь оно определяет гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире». [5]

Что же значит быть воспитателем, наставником; каковы его задачи?

Во-первых, «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».[8] Быть воспитателем очень сложно, потому что это требует от учителя больших моральных затрат. У учителя есть огромное количество задач, каждая из которых важна для воспитания хороших людей, граждан своей страны. Например, игумен Георгий (бывший протоиерей Евгений Шестун) считает, что «главная наша задача в области воспитания – привести ребенка к жизни, а не к смерти, что означает воцерковить его… Нужно, чтобы содержание и методы образования не противоречили традициям народа, традициям семейного воспитания… педагоги должны думать, что они хотят привнести в его [ребенка – О. Б.] душу, в его сердце, ум. Должны понимать, что он пришел не «чистым листом», а явился из семьи, из народа, из социума, из мира культуры, в котором он воспитывался. И главная задача, чтобы этот мир не разрушался, а укреплялся и обогащался. Школа должна нести мир радостный, спасительный, мир благодатный и духовный». [7]                                                

         Как сказал Победоносцев, «учитель должен быть подвижником своего дела, полагающим душу свою в дело обучения и воспитания…». [9]

«…задача учителя – ввести ребенка в мир культуры, чтобы он был восхищен этим миром, помочь сориентироваться в нем и привести к тому, чтобы ребенок смог стать соучастником этого мира». [7]

Также, по мнению Мудрика, «важнейшая задача педагога – помочь своим питомцам в открытии внутреннего мира, в поисках смысла жизни». [5]

         В конце XIX века жил святой праведный Иоанн Кронштадтский, который работал в школе законоучителем. «В школу отец Иоанн, по собственным его словам, вступил как делатель в питомник душ… Воспитывать души – такова была задача, которую поставил себе новый законоучитель. Его взгляды на преподавание в это время были довольно определенные. Он заявлял не раз, что задача каждого преподавателя – дать ученикам определенный, неисчерпаемый прочный фундамент, на котором он сам будет строить впоследствии прочное здание разумного жизнепонимания». [1]

Теперь поговорим о воспитании.

Как я уже писала, воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ребенка. С чего оно начинается и в чем заключается?

Известный русский философ начала XX века Иван Ильин писал: «Воспитание человека начинается с его инстинктивных корней. Оно не должно сводиться к разглагольствованию или проповеди; оно должно сообщить ребенку новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца. Обогащенная память и подвижная мысль – при мертвом и слепом сердце – создает ловкого, но черствого и злого человека. Вот почему образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». [3] Он же говорит о том, что «… «воспитать» значит сделать из ребенка не преуспевающего человекоугодника, а духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нем как можно раньше духовный «уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Это откроет ему путь вверх и даст ему духовную свободу». [3]

         Воспитание – дело святое. А «святое дело всегда жертвенное, требующее полного самоотречения. Таким должно быть и воспитание, которое кроме жертвенного самоотречения, требует обязательно глубокой веры и смирения, ибо воспитанник, которого доверил тебе Бог и которого ты должен к Богу привести, обладает своей волей и свободой». [7] Учитель должен не только учить детей, но и учиться самому; чтобы лучше и правильнее вести детей к Истине, нужно самому хорошо ее знать. Учитель должен учиться сам, чтобы показывать своим воспитанникам пример. Нужно обращать внимание на каждого ученика в отдельности – школа должна углубить и укрепить традиции семейного воспитания. Нужно изучать нравственные нормы, обычаи и традиции народа, потому что без этих знаний невозможно полноценное воспитание.

«Учитель для детей является мудрым наставником, он наставляет своих воспитанников на путь Истины, и каждый предмет, и каждый урок должен иметь главную цель – возвышение души ученика». [7]

Теперь попробуем сформулировать, что же нужно учителю для того, чтобы воспитывать и что он должен знать, прежде чем начать это делать.

«Прежде чем учитель начнет учить, ему предстоит важное дело, которое обыкновенно оставляется без всякого внимания. Учитель должен говорить, т. е. уметь владеть своим голосом сознательно, ибо он, прежде всего, должен учить учеников своих говорить (издавать голос) сознательно. Это, можно сказать, первая степень школьного учения и первый залог успеха… Речь учителя должна быть спокойная, сдержанная, внятная. Без многословия, каждое слово его должно иметь цену и значение для класса». [9] «Обучение и воспитание предполагают общение учителя с учащимися. Учитель обязан владеть словом, иначе он не в состоянии общаться со школьниками, то есть эффективно учить их и воспитывать». [5] Также «педагогам необходимо знать особенности общения школьников хотя бы по двум причинам. Во-первых, потому что тогда они смогут учитывать их, организуя жизнедеятельность школьников, предоставляя ребятам в процессе ее возможность для удовлетворения потребности в общении. Во-вторых, педагог должен помочь каждому выявить перед сверстниками свои лучшие стороны и индивидуальные особенности, что послужит благополучию в сфере общения». [5]

Вообще необходимо рассказывать детям что-либо. Сухомлинский говорил, что «рассказы воспитателя… – обязательное условие полноценного умственного развития ребенка. Воспитательное значение этих рассказов в том, что дети слушают их в обстановке, рождающей сказочные представления… Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя нагромождать множество фактов, давать детям массу впечатлений – чуткость к рассказам притупляется, и ребенка ничем уже не заинтересуешь». [8] Он советовал всем воспитателям воздействовать на чувства, воображение и фантазию детей, причем открывать новое постепенно.

Важно, чтобы ребенок не потерялся в огромном мире информации, для этого надо открыть ему мир духовный, открыть тот Источник, из которого черпается сила и энергия. Нужно, чтобы «…ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях». [2]

         По мнению Ильина, «…самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренно уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу – духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма». [2]

Ребенок очень восприимчив, и поэтому нужно осторожно относиться к той информации, которую даешь ему.

Ни в коем случае недопустима ложь, потому что ребенок, во-первых, может заметить, что вы говорите неправду; во-вторых, сам усваивает эту привычку и начинает обманывать всех: родителей, знакомых, учителей; в-третьих, он становится подозрительным, мнительным и недоверчивым; в-четвертых, у ребенка появляется склонность к хитрости и неверности вообще. Что хуже всего, ребенок начинает обманывать не только других людей, но и самого себя, скрывая что-либо и оправдываясь. Все это приводит к потере веры, по крайней мере, к ее кризису, «ибо вера требует душевной цельности и искренности». [2] А это ужасно, потому что вы соблазнили ребенка на грех, а «…кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской», и еще «…горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит». [6]

Кроме правдивости и искренности в воспитании важна дисциплина, которая не должна возникать из террора, с криками, угрозами, потому что из-за этого дети могут перестать уважать учителя и более того постепенно приучатся к внутренней вседозволенности.

Дисциплина – это духовное умение, или даже искусство. И «… чем незаметнее прививается детям дисциплина и чем менее она при соблюдении ее бросается в глаза, тем удачнее протекает воспитание. И если это достигнуто, то дисциплина удалась и задача разрешена».

Нужно и «важно «искать лучшие пути к детскому уму и сердцу». Это возможно тогда, когда у учителя сформирована установка на личность каждого ученика как на некое уникальное явление, а не только как на цель воспитательных усилий». [5]

Мудрик считал, что «выявление и развитие способностей у каждого школьника – задача учителя». [5] Он говорил о том, что нужно создать условия для развития у детей способностей, помочь им проявить себя, свои индивидуальные возможности. А также он советовал организовать различные творческие дела, что будет интересно самим детям. Об этом же, кстати, говорил и Сухомлинский, который всю свою педагогическую деятельность направлял на развитие разносторонних способностей у детей. Он учил их всему: от наблюдения за насекомыми до рисования их, от слушания звуков в лесу до изготовления свирели и написания стихов, и т. д. Он учил их жить. Он готовил здоровых духовно и физически людей.

«Учитель ошибается, если думает, что все дело его содержится в урочных часах преподавания в классе. Много важнее междуурочные и послеурочные часы занятий с детьми: здесь собирается богатый материал для оживления интереса, для возбуждения мысли и воображения, для сообщения понятий и сведений, здесь прямое средство духовного и душевного общения учителя с детьми и залог сердечной и умственной привязанности детей к школе и к учителю». [9]

         Для того чтобы воспитывать детей нужно обязательно «иметь правильное представление о самом себе, о своих личностных особенностях, способностях, возможностях…», т. к. «важная задача воспитателя – помочь школьникам познать самих себя, предоставить им для этого необходимый жизненный материал, скорректировать складывающиеся у ребят самооценки».5

Мудрик приводит цитату из Сборника документов и материалов, о реформе общеобразовательной и профессиональной школы: «успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры».5

Надо всегда помнить, что ты делаешь великое дело и, что его нельзя делать с небрежением.

«Обычно учитель перед каждым уроком ставит себе как минимум две задачи – образовательную и воспитательную, их содержание и методы зависят, прежде всего, от того, как учитель понимает мир, человека и смысл их существования».7

Учитель должен любить своих учеников, причем любовь эта может быть как милующей, так и строгой, но ни в коем случае не злой «…если ученик сам не справляется со своими немощами… на помощь ему приходит учитель». 7 Эта любовь к ученикам должна созидать микроклимат в классе. Учителю постоянно «приходится бороться с ленью и равнодушием». Но надо помнить, «что каждое внушение и наказание должно быть действенно». Не затрачивать «сразу всю его силу. Иногда довольно взгляда, довольно движения. Когда этого недостаточно — действует слово. Но где довольно одного слова», надо беречься многословия. «Одни наставления и выговоры плохо действуют, если ученик не привыкнет видеть в учителе живой образ умения, старания, добросовестности — и уважать его. Когда ученик боится учителя в нравственном смысле этого слова, один взгляд, одно слово учителя будит ученика, стыдит, одобряет, оживляет, руководствует». [9]

         Не надо раздражаться мелочами. Учитель должен «отогревать» непослушных, дерзких учеников, потому что дерзость, чаще всего, является следствием чувства одиночества. Нельзя срывать свое неудовлетворение на детях.

Надо всегда помнить одно полезное правило: «чего требуешь от каждого из учеников своих — и последнего, и первого, — то сам ты должен  уметь делать. Итак, всякую работу, какую задаешь им, ты должен сначала уметь проделать сам как можно лучше. В чем главный смысл твоего учительства? В том, что ты ведешь учеников к возможной полноте работы и тем возбуждаешь в них стремление к совершенству». [9]

Глава II

Воспитание, с помощью музыки.

Сухомлинский считал, что важнейшей частью воспитания является слушание детьми музыки, потому что «музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания».[8]. Он «…видел одну из важных задач воспитания детей в том, чтобы восприятие музыкальных произведений чередовалось с восприятием того фона, на котором человек может понять, почувствовать красоту музыки – тишину полей и лугов, шелеста дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжания пчел и шмелей. Все это и есть музыка природы, тот источник, из которого человек черпает вдохновение, создавая музыкальную мелодию». [Там же].

Сухомлинский уделял большое внимание слушанию музыки, причем он учил детей слушать не только произведения разных людей, но и музыку природы, которая говорила о прекрасном мире. Он считал, что именно в детстве нужно приучать ребенка слушать музыку, потому что это время самое благодатное для восприятия прекрасного, и потому что если ребенок будет с детства слышать в звуках многогранность человеческих чувств, то он поднимется на очень высокую ступеньку культуры. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека». [Там же].

Сухомлинский подбирал мелодии для слушания. Он «…использовал не больше двух мелодий в месяц, но в связи с каждой мелодией проводил большую воспитательную работу, цель которой – пробудить у детей желание еще и еще раз послушать музыку, добиться того, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту». [Там же].

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребенка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открывала перед ним музыка… Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Она ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума». [Там же].

«Музыкальная мелодия воспитывает душу, очеловечивает чувства. В музыке, как и в слове, выражается подлинно человеческое. Развивая чуткость ребенка, мы облагораживаем его мысли, стремления. Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств… Душа ребенка – это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянуты струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки». [Там же].

«Опыт подтверждает, что музыка – это самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность воспитателя и детей. Она как бы открывает сердца людей. Слушая мелодию, переживая и восхищаясь ее красотой, учитель и ученик становятся роднее, ближе.

В минуты того сопереживания, которое достигается только музыкой, воспитатель видит в ребенке то, что никогда бы не увидел без музыки. Под воздействием музыкальных звуков, когда душа очарована возвышенными переживаниями, ребенок поверяет вам свои тревоги и волнения». [Там же].

Отсюда следует вывод, что нужно обязательно воспитывать детей через музыку, учить их слушать и слышать звуки и различать прекрасное.

Заключение.

На этом я хочу завершить мой реферат.

Мы рассмотрели вопросы, связанные с воспитанием детей, с тем, как учитель должен формировать личность ребенка, что должен уметь учитель, прежде чем обучать и в процессе обучения.

Я считаю, что моя цель достигнута, хотя, конечно, можно еще очень много говорить о воспитании детей и о самих учителях. Но, к сожалению, в рамках данной работы это не представляется возможным.

В процессе написания реферата я узнала для себя много нового, расширила свои знания в вопросе воспитания – в общем, получила представление о том, как нужно воспитывать детей, каков должен быть первоначальный подход к проблеме воспитания. Сначала надо обратить внимание на себя, на свои личностные качества, особенности, а потом уже приниматься за воспитание детей.

Вообще существует много разных мнений насчет воспитания детей, и все учителя естественно ведут себя по-разному, учат по каким-то своим особенным принципам, которые нельзя повторить полностью, так как на свете нет одинаковых людей. Каждый понимает роль учителя по-своему, но, тем не менее, в данном реферате мне удалось привести похожие мнения, которые я нашла у абсолютно разных людей.

Я считаю, что невозможно прийти к общему мнению по поводу воспитания, и, видимо, поэтому эта проблема остается в силе. Но я думаю, многие согласятся с тем, что учитель – воспитатель играет большую роль в нашем обществе и своим примером может воспитать добрых, отзывчивых, неэгоистичных и трудолюбивых людей.

 Список использованной литературы.

  1. Иеромонах Михаил. Житие и чудеса святого праведного Иоанна Кронштадтского. – М.: Ковчег, 2008. – 576с.
  2. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Работы разных лет. – СПб.: Издательство «Библиополис», 2008. – 448с.
  3. Ильин И. А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. – М.: Эксмо, 2007. – 528с.
  4. Корчак Януш. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493с.
  5. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение: Книга для старшеклассников. – М.: Просвещение, 1986. – 160с.
  6. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. Евангелие от Матфея. – СПб.: Синодальная типография, 1892. – 848с.
  7. Протоиерей Евгений Шестун. Православная школа. – Самара: ФГУП изд-во «Самарский дом печати», 2004. – 368с.
  8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Минск: Народная асвета, 1982. – 288с.
  9. Победоносцев К. П. Ученье и учитель. Книга 1. Педагогические заметки // www. portal – slovo. ru

Оставить ответ