Творческое развитие в рамках дополнительного музыкального образования на современном этапе как условие самореализации младших школьников

Творческое развитие в рамках дополнительного музыкального образования на современном этапе как условие самореализации младших школьников

размещено в: Мои статьи (работа) | 0

Мир постоянно меняется, а, следовательно, меняется все: образование, медицина, экономика и т. д.
Сегодня, с переходом России к новым стандартам в образовании, появились новые требования к осуществлению самого процесса обучения, воспитания и развития. Возникла установка всестороннего развития личности, с целью воспитания высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России. В связи с этим обозначились и способы достижения этого требования.
Дополнительное образование, как вспомогательное к основному, помогает осуществить заказ государства. Здесь возможно воспитание настоящего гражданина России, а особенно развитие его творческой составляющей.
Творческое развитие детей во все времена было важным вопросом, которому уделяло внимание абсолютное большинство педагогов. Они постоянно придумывали и придумывают новые средства, методы и приемы, с помощью которых решают эту проблему.
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он.
Поэтому на сегодняшний день творческое развитие младших школьников в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей.
В основе творческого развития младших школьников лежит системно-деятельностный подход, направленный на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Он предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития» .
Современные задачи образования помогли определить тему настоящего исследования: Творческое развитие в рамках дополнительного музыкального образования на современном этапе как условие самореализации младших школьников.
Цель исследования: теоретически изучить проблему творческого развития в рамках дополнительного музыкального образования на современном этапе как условия самореализации младших школьников (на примере обучения в классе фортепиано) и определить методы и приемы практического решения данной проблемы.
Задачи работы:
1. Выявить цели и задачи творческого развития детей младшего школьного возраста на современном этапе.
2. Рассмотреть современные методики обучения, включающие в себя творческое развитие детей.
3. Охарактеризовать задачи и возможности синкретичного использования современных методик по фортепиано и сольфеджио.
4. Осветить методы и приемы творческого развития младших школьников, используемых автором работы с целью их самореализации.
Методологическая основа: Вопросом творческого развития занимались многие психологи, педагоги, ученые. Методологической основой исследования явились учебные, методические и учебно-методические пособия И. Корольковой, С. Барсуковой, Т. Смирновой, А. Артоболевской, Г. Шатковского, И. и С. Рябовых, А. и Т. Камаевых, Э. Тургеневой и А. Малюкова, Т. Юдовиной-Гальпериной, И. Визной и О. Геталовой, психологические труды В. Петрушина и Л. Выготского, а также Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования и Концепция духовно-нравственного развития.
Методы исследования:
В работе использовались теоретические методы исследования:
• анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• анализ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федерального государственного образовательного стандарта начального образования,
Глава 1. Методологические основы творческого развития в рамках дополнительного музыкального образования на современном этапе как условие самореализации младших школьников

1.1. Творческое развитие детей младшего школьного возраста на современном этапе в соответствии с ФГОС: цели и задачи
Согласно Концепции духовно-нравственного развития, творчество является одной из базовых нравственных ценностей нашего государства, а это значит, что творческое развитие детей – одна из основных задач современного образования.
Для того чтобы понять, каковы цели и задачи творческого развития на современном этапе, определимся с некоторыми понятиями, которые будут встречаться в данной работе: «творчество», «творческое развитие», самореализация».
По определению толкового словаря Ожегова, «творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей».
Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А. И. Леонтьев понимали творчество как «личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций…», как «способность, вбирающую в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность».
По определению ученых-психологов, «творчество есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии».
В современном мире творчество часто заменяют или сопровождают словом «креативность». Что же такое креативность? По определению Л. Н. Куликовой, креативность – «личностное качество, представляющее собой способность к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также способность оказать поддержку в творческой самореализации другим людям».
Автор данной работы определяет творчество не только как создание чего-то нового, но и как сам процесс, в котором тот или иной человек проявляет свои способности, открывает для себя что-то интересное, необычное. Творчество, по словам Выготского – это «удел всех», «постоянный спутник детского развития» , поэтому не следует считать, что творческое развитие нужно только одаренным и талантливым детям.
Под творческим развитием в данной работе понимается развитие творческих способностей, развитие творческой личности. А творческая личность в данном случае – это такая личность, которая способна к творческой деятельности, любит сам творческий процесс, созидает и придумывает, делает свои личные открытия. Творчески развитый человек – человек, который реализовал свои способности, нашел себя в этом мире.
На современном этапе необходимо творческое развитие детей именно с целью их самореализации.
По определениям различных словарей, термин «самореализация» обозначает «одну из целей педагогического процесса, заключающуюся в помощи учащемуся раскрыть свои задатки и возможности» ; «активную жизненную позицию личности по воплощению в деятельности и отношениях своих потенциальных возможностей» .
Так как любой человек нуждается в самореализации, то задача основной школы и дополнительного образования состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся раскрыть свои способности, удовлетворить потребность в самовыражении. Младший школьник особенно нуждается в признании себя как личности. Для него самореализация необходима, чтобы он смог почувствовать свои силы, найти себя в этом мире. Дополнительное образование помогает ребенку младшего школьного возраста социализироваться, адаптироваться к школе и является тем местом, где он может самореализоваться посредством творчества, которое является там основным видом деятельности.
Как говорил В. А. Сухомлинский, «нет абстрактного ученика» . А это значит, что творческий процесс и вообще все обучение должно быть направлено на личность, на индивидуальность обучающегося. Учитель должен воспитывать, развивать, обучать не вообще учеников, а смотреть на каждого из них, на его личные способности, возможности и т. д. Таким образом, будет развиваться творческая личность, будут создаваться условия для ее самореализации. Также В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были творцами в этом мире». Он определял творчество как «высшую и наиболее сложную форму человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования» . А это как раз соответствует современным стандартам и требованиям ФГОС.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Творческое развитие – это личностное развитие. ФГОС устанавливает в том числе и требования к личностным результатам: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Начальное образование – это фундамент всего образования, поэтому важно именно на этой ступени заложить в детях то основание, на котором потом будут строиться все дальнейшие их развитие. А значит положить начало для самореализации личности ребенка просто необходимо.
Каковы же цели и задачи творческого развития детей на современном этапе?
Во-первых, вызвать у детей интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности; во-вторых, развивать детскую фантазию, их мышление, воображение; в-третьих, формировать любознательность; в-четвертых, развивать стремление к познанию чего-то нового, необычного; в-пятых, учить решать сложные задания через призму творчества, использовать нестандартные подходы; в-шестых, развивать умение сочинять, импровизировать; и наконец, в-седьмых, повышать мотивацию к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию.
Все это предстоит сделать современным педагогам, выполняющим заказ государства и желающим обучать, воспитывать и развивать по-настоящему творческих людей.
1.2. Обзор современных методик обучения, включающих в себя творческое развитие детей
Дополнительное образование обеспечивает полноценное развитие детей. Учебные предметы музыкального отделения музыкальных школ и школ искусств, как никакие другие, способствуют творческому развитию. Ему уделено внимание в самых разных методических пособиях по музыке, будь то пособия по специальности или по сольфеджио, хору.
Обратимся к современным пособиям по фортепиано и по сольфеджио (которые можно использовать и на уроках фортепиано). К их числу относятся: авторская программа Т. Смирновой «ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс»; пособие Э. Тургеневой и А. Малюкова «Пианист-фантазер»; книга Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или я – детский педагог»; методическая разработка Г. Шатковского для преподавателей ДМШ и ДШИ «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования»; учебное пособие для 1 класса И. Рябова и С. Рябова «Пианист. Шаг за шагом»; пособия Т. Камаевой и А. Камаева «Азартное сольфеджио» и «Чтение с листа»; учебное пособие А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой»; учебно-методическое пособие С. Барсуковой «Веселая музыкальная гимнастика», методическое пособие И. Корольковой «Крохе-музыканту» учебное пособие О. Геталовой и И. Визной «В музыку с радостью» и многие-многие другие. Все упомянуть невозможно, так как их очень много.
Рассмотрим эти пособия с точки зрения их творческой составляющей.
Т. Смирнова в своей программе «ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс» ставит одну из задач развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей. Для решения этого вопроса она выделяет второй этап обучения, где педагог консультирует обучающегося, помогая ему в осуществлении его творческих замыслов. Но в то же время, она советует: «при любой возможности стимулируйте ребенка к творческой работе» . Т. Смирнова использует различные творческие задания, игры, помогающие ребенку быстро освоить программу.
В пособии Э. Тургеневой и А. Малюкова «Пианист-фантазер» есть раздел «Творческие задания», с помощью которых авторы развивают у детей творческие навыки. В него включены такие задания, как рисунки к пьесам, сочинение музыки на стихи, сочинение сопровождения к мелодии, расстановка штрихов, аппликатуры, нюансов, определение темпов, запись полученных в результате подбора мелодий.
Т. Юдовина-Гальперина в своей книге «За роялем без слез, или я – детский педагог» пишет о том, что «каждый урок – это маленький спектакль, мини-театр» , а это значит, что без творчества здесь не обойтись. Она предлагает использовать как можно больше различных игр, так как именно они рождают творческий азарт, желание сделать что-то свое, новое. Автор использует множество методических приемов для развития творческих задатков маленьких учеников (она пишет о занятиях с дошкольниками), создавая при этом игры на каждом шагу.
Г. Шатковский в своей методической разработке «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования» развивает творческие способности детей через гармонизацию, импровизацию и сочинение. Он подробно с примерами описывает, как нужно учить сочинять и импровизировать. Его уроки фортепиано тесно связаны с сольфеджио.
В учебном пособии для 1 класса И. Рябова и С. Рябова «Пианист. Шаг за шагом» собраны образцы творческих заданий. Например, закончить мелодию (сочинить), подобрать бас к написанной мелодии, создать ритмическую партитуру. Все это сближает его с сольфеджио, где тоже даются такие творческие задания.
В пособии Т. Камаевой и А. Камаева «Азартное сольфеджио» содержатся различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. «В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей».
В другом их пособии – «Чтение с листа» даются различные задания для скорейшего обучения детей этому непростому, но полезному делу. С помощью различных заданий, дети не только учатся читать с листа, но и занимаются творчеством.
Учебное пособие А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» уже написано очень давно и пережило много редакций, но до сих пор является одним из самых современных, так как упражнения, произведения и задания в нем актуальны до сих пор.
В пособиях «Веселая музыкальная гимнастика» С. Барсуковой, «Крохе-музыканту» И. Корольковой и «В музыку с радостью» О. Геталовой и И. Визной хотя и не делается упор на творческое развитие, но за счет ярких, красочных иллюстраций, упражнений, помогающих освоить тот или иной прием игры на фортепиано, ребенок занимается именно творчеством при выполнении этих заданий.
Во всех рассмотренных нами пособиях есть множество интересных заданий, которые можно использовать для творческого развития детей. Все они разные и не обязательно называются творческими, но по своей сути являются таковыми. Как сказала Е. Винокурова «в зависимости от уровня развития способностей для одного ученика правильно положенная карточка в «Музыкальном домино» уже является творчеством. Другой ученик может сделать вариации на тему знакомой мелодии или сочинить песенку. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации» . Нужно обязательно смотреть на личные способности учащегося и развивать их через призму самого ребенка. Тогда все дети будут делать шаг вперед относительно своих способностей и своего личного развития.
Глава 2. Содержательные и методические аспекты творческого развития в рамках дополнительного музыкального образования на современном этапе как условие реализации младших школьников

2.1. Синкретичное использование современных методик: задачи и возможности
В первой главе мы выявили цели и задачи творческого развития детей на современном этапе в соответствии со стандартами ФГОС, а также рассмотрели разные методики по фортепиано и сольфеджио, пособия и книги, в которых уделяется внимание творческому развитию детей. Но, к сожалению, именно из-за такого большого выбора очень сложно определиться, какую из методик лучше применять на своих уроках, поэтому автору данной работы представляется целесообразным синкретичное использование этих методик, то есть их объединение вместе и выбор лучших средств из каждой.
Задачи синкретичного использования – сделать урок более ярким, насыщенным, интересным, разнообразным. Опираясь на различные методики, педагог создает нечто свое. При работе с детьми, он может выбрать конкретные методы и приемы для каждого ребенка. Это очень удобно, так как все дети разные и кому-то подходит данный метод, а кому-то нет. Педагог по фортепиано может использовать и методики по сольфеджио, так как на своих занятиях он все равно затрагивает теоретические темы, без которых на уроках по специальности не обойтись. А, возможно, для лучшего усвоения программы и более полного развития, потребуются и методики немузыкальных предметов, так как целью воспитания на уроках музыки, фортепиано является развитие разносторонней личности.
В ФГОС написаны требования к навыкам, которые должен приобрести младший школьник в процессе обучения музыке в основной школе, это:
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Эти же требования распространяются и на дополнительное образование, но здесь делается еще и упор на развитие творческих способностей детей.
Как говорил величайший педагог-пианист Г. Нейгауз, «на низших ступенях развития учащегося… совершенно необходим комплексный метод преподавания», имея при этом ввиду, что учитель на уроке фортепиано не только учит играть на музыкальном инструменте, но и является одновременно «историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано» . Того же мнения придерживается и Г. И. Шатковский, который говорит, что «в процессе воспитания и обучения все предметы должны быть тесно связаны между собой, должны работать «друг на друга»» .
Возможностей синкретичного использования методик множество. Но, несмотря на это, как говорил пианист XX века И. Гофман «Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнутся при этом таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая» . Это значит, что даже при использовании всех интереснейших и эффективных методик не будет толка, если использовать их слепо, не опираясь на личность конкретного ребенка, не подбирая свои средства, подходящие в каждом отдельном случае.

2.2. Методы и приемы творческого развития младших школьников с целью их самореализации
Как уже говорилось, самореализация детей младшего школьного возраста становится одной из главных целей современного образования. А самореализация возможна при творческом развитии учащихся. Дополнительное образование помогает этому процессу. Оно является источником развития творчества детей, позволяет раскрыть в ребенке способности, таланты, которые доселе были неведомы ему самому, его родителям, педагогам.
Каждый ребенок может творить, но важно направить его энергию в нужное русло. Поэтому необходим педагог, который будет постоянно придумывать все новые и новые интересные задания, позволяющие ребенку творить самому, думать, решать, пробовать и т. д.
«В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр» .
Игра – это интересный и простой способ обучения, благодаря которому происходит всестороннее развитие детей младшего школьного возраста.
Для творческого развития младших школьников существуют всевозможные методы и приемы. В первой главе мы рассмотрели различные пособия, в которых ему уделяется внимание. Автор данной работы предлагает их комплексное (синкретичное) использование, что и делает на своих занятиях с детьми.
На уроках фортепиано мы выполняем следующие задания, помогающие развивать творческие способности младших школьников:
• транспонирование простейших мелодий, состоящих из одной-двух-трех нот;
• сочинение различных ритмических группировок. Их прохлопывание;
• ритмическое лото. Ребенку дается большая карточка, разделенная на 6 частей, в каждой из которых написаны различные ритмические группировки, преподаватель по очереди дает ему маленькие карточки с теми же группировками, ребенок ищет одинаковые и прохлопывает их. Затем ему дается задание найти только те карточки, где размер 2/4, или 3/4.
• заселение длительностей в квартиры. Дом – это несколько тактов с заданным размером. Такт – квартира. Размер – сколько комнат в квартире. Ноты разных длительностей – жильцы дома;
• сочинение мелодии под заданный ритм (продолжение предыдущего задания);
• «Письмо из древнего мира». Ребенку, еще не знающему нот, или только начинающему их осваивать, предлагается нотный текст, который как будто бы является письмом из древнего мира. Требуется разгадать его, то есть воспроизвести на фортепиано. Но для этого ему даются условные обозначения: когда все нотки записаны подряд, то одна из них сидит на линеечке, а другая между линеек; если на одной и той же линейке – это одна и та же нота. А также называется первая нота – чаще всего это нота «до». От нее ребенок и ищет остальные;
• «Музыкальное домино». Ребенок с преподавателем или другим учеником играет в домино, на одной половине которого нарисована картинка, в название которой входит нота, а на другой половине на нотном стане изображена нота. Нужно совмещать картинку с подходящей к ней нотой;
• решение музыкальных ребусов и нахождение «спрятанных» в словах нот;
• импровизация на конкретных нотах. Ребенку предлагается набор нот, которые он может использовать в любом порядке, педагог при этом играет свою партию – аккомпанемент и т.д.
Все эти задания помогают сделать урок интереснее, а, следовательно, способствуют творческому развитию детей и их самореализации. Они ориентированы в основном не на проверку отдельных знаний, а на оценку способности младших школьников решать учебно-познавательные, учебно-практические задачи, на сформированность у них творческих способностей. Благодаря тому, что задания сделаны в форме игры, дети выполняют их с большим удовольствием, не замечая, как в процессе игры они становятся более развитыми, узнают много нового и интересного, становятся творческими людьми, так как создают свои собственные произведения, ритмические формулы и т. д.
Для успешной самореализации важно, чтобы ребенок вовлекался в творческую деятельность, потому что в творчестве он может найти себя, раскрыть свои способности. Причем, именно благодаря творческим заданиям, ребенок может проявить не только способности в области музыки, изобразительного искусства, литературы и т. д. Он может оказаться прекрасным психологом, математиком, философом, геологом и т. п., потому что в творчестве раскрываются задатки ребенка, которые, возможно, на обычных уроках математики, географии, физики… не откроются по причине неинтересного их проведения.
Творческое развитие и самореализация относятся к личностным результатам. «Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы».
Оценивать способности, творчество, самореализацию с точки зрения хорошо это или плохо, нельзя, так как для каждого конкретного ребенка свой личный результат. Для одного ребенка выполненное задание может быть сделано очень плохо, а для другого то же самое будет сделано на «отлично». Здесь важно оценивать ни по каким-то определенным критериям, а через призму самого ребенка. Достижение ли это для него, или наоборот. Этим и отличается личностный подход: учитываются способности и достижения конкретного ребенка.

Заключение
Творчество требовалось во все времена любому человеку, независимо от пола, возраста, места проживания, социального положения и т. д., ведь оно помогает сделать мир намного светлее, ярче, привлекательнее, интереснее. Для детей же младшего школьного возраста творчество необходимо как вода, воздух, сама жизнь.
На современном этапе с учетом требований ФГОС в образовании стало важным творческое развитие детей для их самореализации. Это одна из главнейших задач нового времени, которая успешно реализуется в дополнительном образовании, помогающему основной школе.
Существует огромное количество самых разных интересных методик по фортепиано и сольфеджио, в которых уделяется внимание творческому развитию детей. Все задания в них в основном, представлены в игровой форме, благодаря чему дети выполняют их с большим удовольствием.
Для того чтобы обучение было направлено на личность каждого ученика, хорошо использовать все эти методики в комплексе, выбирая лучшие задания, подходящие для данного учащегося.
Творчество для каждого ребенка свое, соответственное его способностям и возможностям. Как говорил К. Орф – основатель школы творчества «Шульверк», создатель методики ритмического воспитания: «Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, — вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей» . А это значит, что благодаря творчеству происходит самореализация детей – осознание ими самих себя, своих способностей, возможностей.

Список использованных источников
1. Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы. – Астрахань, Проект «LENOLIUS», 2008
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.
3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. – 270 с.
4. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
5. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
6. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
7. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 400 с.
8. Смирнова Т. ALLEGRO Фортепиано. Интенсивный курс: пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ Крипто-логос, 1992, 56 с.
9. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ. – М., 1986. – 95 с.
10. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог. — СПб.: Союз художников, 2002. – 112 с.
11. Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени. / http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1411754.html
12. Петрова М. В. Развитие творческих способностей младших школьников / http://ext.spb.ru/
13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768
14. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю / http://www.koob.ru/suhomlinskij_vasilij_aleksandrovich/
15. Эффективное развитие творческих способностей у младших школьников на уроке музыки / http://otherreferats.allbest.ru/