Особенности творчества Белы Бартока (2010 г.)

«Венгерская музыкальная культура прошла длительный путь развития и к XX веку обрела статус самобытной и национальной культуры и одной из самых ярких ветвей в европейском и мировом искусстве»[1]. Одна из самых влиятельных фигур для судеб как венгерской, так и европейской музыкальной культуры – Бела Барток, о котором я и пишу этот реферат. Это национальный классик XX века, который внес большой вклад в национальную музыку Венгрии и в мировую историю музыки, «один из тех великих музыкантов, которые прокладывают в искусстве новые пути и указывают дальнейшие магистрали, по которым человечество поднимается к вершинам музыкального прогресса».[2] Я хочу написать об особенностях творчества Бартока. Эта тема, как мне кажется, важна, так как Барток является своего рода первооткрывателем фольклоризма в музыке, и очень интересно изучить, что нового он внес в мировую музыкальную культуру.

Цель моей работы: изучить особенности творчества Белы Бартока, а задачи:

  1. изучить биографию композитора;
  2. узнать, что сделал Барток как фольклорист;
  3. изучить особенности музыки Бартока;
  4. рассмотреть произведения Бартока: оперу «Замок герцога Синяя Борода» и Музыку для струнных, ударных и челесты;
  5. сделать выводы по творчеству Бартока.

Я постараюсь выполнить поставленные задачи.

Творческий путь композитора

2.1 Немного о жизни композитора

Бела Барток (1881-1945) – крупнейший венгерский композитор XX века. Родился в Надьсентмиклоше в Румынии в семье директора сельскохозяйственной школы и учительницы, вероятно поэтому он так и любил жизнь в деревне, в селе и занимался всю свою жизнь собиранием фольклора.

Имя Бартока известно всем музыкальным кругам европейских стран, с ним связана одна из самых значительных глав истории европейской музыки XX века и целая эпоха развития венгерской музыкальной культуры, связаны особые пути обновления современной музыки, в значительной мере идущие вразрез с деструктивной тенденцией «авангарда».

У Бартока было много интересов: художник и ученый, фольклорист и концертирующий виртуоз. Поэтому он, с одной стороны, был слит с жизнью и бытом крестьян, тяготел к патриархальности и прочности, а с другой – жаждал экспериментировать, искал новое в искусстве.

«Утверждение себя как национального художника прозвучало в строках одного из писем Бартока: «Нужно, чтобы каждый человек по достижении зрелого возраста определил: ради какой идеальной цели он хочет бороться, чтобы согласовать с нею всю свою деятельность, подчинять ей каждый свой поступок. Я, со своей стороны, всю свою жизнь, во всех областях, всегда и всеми способами буду служить одной цели – благу венгерской нации и венгерского отечества».[3]

О своем отношении к политике Барток писал так: «…Я очень далек от политики, никакого отношения к ней не имею и не желаю вмешиваться в политические проблемы. Я занимаюсь музыкой, преподаю, исследую фольклор и при этих условиях не смог бы заниматься политикой, даже если б у меня и были подобные стремления».[4] И другая фраза, которая немного противоречит предыдущей: «Если государственные деятели, ничего не понимающие в музыке, берут на себя право запрещать отдельные произведения по причинам, очень далеким от искусства, или объясняя это совершенно ошибочными эстетическими доводами, — то будущее музыки под угрозой».[5] Он был истинным музыкантом, защищающим права музыки. Он очищал ее от всего чуждого ей, от всей грязи. И благодаря этому музыка в период обесчеловечивания сохранила свои истоки.

У Бартока было сознательное стремление служить средствами искусства утверждению передовых общественных и национальных идеалов, он любил общаться с живой аудиторией посредством музыки

«Я должен признаться, что вся моя музыка… является в первую очередь делом чувства и инстинкта, — утверждал Барток. – Не спрашивайте меня, почему я написал так или иначе. На все это можно дать лишь один ответ: как я чувствовал, так и писал. Пусть говорит за себя сама музыка. Надеюсь, она настолько ясна и сильна, что сумеет за себя постоять».[6]

««Личность Бартока как музыканта, благодаря совершенно своеобразному характеру соединения первобытно-примитивного с высоко развитой культурой представляет собой единственное в своем роде явление. Его музыка – это единый, замкнутый в себе организм, созданный из материала, почти не носящего на себе следов заимствования или подражания», — пишет Сабольчи».[7]

Биография Бартока очень сложна и интересна. Но самые интересные страницы его истории – это то, как он собирал фольклор. Об этом я и напишу в следующем разделе.

2.2 Барток-фольклорист

Барток – один из крупнейших фольклористов XX века. Вместе с другим выдающимся венгерским музыкантом, Золтаном Кодаем (1882-1967), композитором и музыкально-общественным деятелем, они совершали фольклорные экспедиции, благодаря которым открыли для себя и для всей Европы неизвестные ранее архаические пласты подлинной венгерской народной музыки, создали новую, неизмеримо более точную и прогрессивную методику исследования музыкального фольклора в тесной связи с изучением поэтических текстов и образов, соединенных с ритмом и интонациями. Барток и Кодаи выявили подлинную крестьянскую музыку, прекрасное и вечно живое творение трудового народа. Это событие и определило дальнейшую творческую судьбу композиторов.                                         «Барток одним из первых приходит к осмыслению фольклора как источника новых выразительных средств: «Изучение крестьянской музыки имело для меня решающее значение, так как привело к мысли о возможности полного освобождения от всевластия нынешней системы мажора и минора… и к совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы»».[8]

Бартока привлекала и увлекала не только венгерская музыка, но и румынская, словацкая, украинская, арабская, сербская, турецкая, музыка американских негров и индейцев. Довольно обширная география. «Барток нашел множество примеров, подтверждающих, что в венгерском народном творчестве многие песни и инструментальные наигрыши, особенно скрипичные, не укладываются в общепринятую и в известной мере нивелированную систему записи интервалов, что так называемый полутон не есть минимальный элемент звукоряда, так как возможны и четверти, и трети тона, зафиксированные в народном исполнительстве».[9]

Главная основа эстетической программы Бартока: преклонение перед первозданной красотой художественного сельского быта, перед духовным богатством крестьянского искусства. Он писал о своей любви ко всему этому так: «Самыми счастливыми днями моей жизни были дни, которые я провел в деревне, среди крестьян». И: «…Могу только сказать, что время, которое я посвятил этой работе (собиранию крестьянских песен) было прекраснейшей порой моей жизни, и я не променял бы его ни на что на свете».[10] А его эстетические взгляды заключались в триединстве: природа – Человек – фольклор. Он рассматривал шедевры песенного фольклора как драгоценное воплощение народной мудрости, как естественный отзвук жизненных помыслов народа.

«Фольклор, по мнению композитора, это своего рода овеществленная в звуках и поэтических образах духовная субстанция самой природы: «Крестьянская музыка есть феномен природы»… Работу по собиранию и изучению фольклора композитор откровенно приравнивает к научной деятельности ботаника или энтомолога: «Мы считаем себя естествоиспытателями, которые избрали предметом исследования творение природы, именуемое народной музыкой»».[11]

Собирание фольклора стало главным делом жизни Бартока, и все его музыкальные произведения пропитаны этой народной культурой.

2.3 Основные произведения Бартока

Опера «Замок герцога Синяя Борода»(1911)

Балеты «Деревянный принц» (1916), «Чудесный мандарин» (1919)

Кантата «Девять волшебных оленей»(1930)

Фортепианные концерты: №1 (1926), №2 (1931), №3 (1945)

Концерты для скрипки с оркестром: №1 (1908), №2 (1938)

Концерт для альта с оркестром (1945)

Музыка для струнных, ударных и челесты (1936)

Дивертисмент для струнного оркестра (1939)

Концерт для оркестра (1943)

Шесть струнных квартетов (1908, 1917, 1927, 1928, 1934, 1939)

Микрокосмос для фортепиано (1926-1937)

Соната для двух фортепиано и ударных (1937)

Контрасты (трио для скрипки, кларнета и фортепиано, 1938)

Особенности творчества Бартока

Ранние произведения Бартока свидетельствуют о влияниях Листа, Вагнера, Брамса. Неоромантические веяния определяют выбор тем, стихов в вокальных произведениях, в частности обращение его к Гейне, сочинение «Любовных песен» для двухголосного хора с фортепиано.

«Барток нередко сочетает традиционную полифоническую технику с ладово-интонационным материалом, почерпнутым в старом венгерском фольклоре; национально-фольклорные попевки, подвергаясь контрапунктическому развитию (имитации, каноны, обращения и т. п.), образуют своеобразнейшую инструментальную ткань».[12]

Новаторство Бартока: [13]

  • в области ладогармонического и мелодического языка: расширение границ тональности до двенадцатиступенной хроматической системы; независимость диссонансов; индивидуальная организация хроматической системы, часто путем контрастного противопоставления субсистем, выступающих в роли гармонических функций; повышение роли принципа дополнительности в гармонии и мелодии; единство горизонтали и вертикали и т. д.
  • в ритмике: ритмическая активность, динамичность ритма и т. д.

«Новаторство Бартока осуществлялось параллельно в двух направлениях: оно сводилось, во-первых – к научному открытию и художественному претворению неизвестных миру национально-фольклорных сокровищ, и во-вторых – к решительной и смелой динамизации всех элементов современной музыкальной речи; обе эти линии, почти как правило, сплетались и взаимодействовали, обусловливая особую специфичность его стиля».[14]

Бартоку присуща политональность.

Музыка так или иначе связана с фольклором. Так как Барток был собирателем народных песен, он и включает их в свои произведения.

Рассмотрим особенности творчества Бартока на примере двух произведений.

3.1 Опера «Замок герцога Синяя Борода»

«Замок герцога Синяя Борода» — это единственная опера Бартока и истинный шедевр оперного жанра XX века.

В 1911 году Барток впервые обращается к театру и сочиняет одноактную оперу «Замок герцога Синяя Борода» по либретто Бела Балажа. Легенда о коварном многоженце Синей Бороде много раз попадала на оперные, опереточные и балетные сцены. Вместе с либреттистом Барток своеобразно переосмыслил ее.

«Мне хотелось воплотить на сцене драматический дух секейских народных баллад. Я стремился соединить современное содержание с простейшими формами народной песни, — так позднее рассказывал о своем замысле Бела Балаж. – Я хотел того же, что и Барток. В те молодые годы мы шли вместе. Мы оба были уверены, что подлинное обновление искусства может быть достигнуто только через освоение старого, исконного».[15]

«Атмосферой фатальной предрешенности событий пронизана музыка оперы с самого начала, с обрисовки места действия – внутренних апартаментов мрачного замка герцога, хранящих за своим дверями страшные тайны его прошлого, преступлениями нажитые им богатства. Этот древний зловещий замок, в который не проникают ни луч света, ни дуновение ветра, угнетающий своей напряженной тишиной, замкнутым пространством, согласно трактовке Баллада, а вслед за ним и Бартока, становится олицетворением «Замкнутой в себе души человека», символом трагического одиночества человека, достигшего власти, творя зло».[16]

Юдифь, седьмая жена Герцога, упрашивает Герцога открыть его тайну, а тайна окружает каждую из семи дверей замка, так как за каждой — важная часть его жизни. Семь дверей и семь частей в опере у Бартока. Все части – разнохарактерные эпизоды, в которых используются разные инструменты, меняются краски.

За первой дверью – комната пыток, которая изображается в музыке с помощью свистящих пассажей флейт в диапазоне тритона в сочетании с диссонирующими аккордами арф и дерева.

За второй дверью – оружейная с атрибутами войны. Она изображена воинственными сигналами трубы и тревожными триолями деревянных.

За третьей – кладовая с сокровищами – светлое ре мажорное трезвучие трех труб и нежные фразы солирующей скрипки.

За четвертой и пятой – цветущие сады, бескрайние просторы природы. Эти две части представлены в виде симфонических картин. Тремоло, соло валторны, tutti (с органом), музыка, похожая на хорал. Это кульминация всего произведения, потому что здесь наиболее сильно, масштабно представляются могущество и власть Герцога. И, в отличие от остальных частей, это светлые части, поэтому образуется контраст в музыке.

За шестой дверью – «озеро слез». Стонущие всплески кларнетов, точно овеянные ледяным дыханием смерти.

А за последней, седьмой дверью – томятся прежние жены Герцога. Речитации кларнетов и английского рожка – на фоне мрачного до минорного трезвучия – основаны на подлинных оборотах венгерского крестьянского причета.

Открыв последнюю дверь, Юдифь сама становится узницей этой комнаты. Как другие жены олицетворяют Утро, Полдень и Вечер, так Юдифь олицетворяет Ночь. ««Ты прекраснейшая из моих жен! – говорит Герцог на прощание. – Теперь наступит вечная ночь» И тень осиротевшего Герцога растворяется в наступившей черной мгле».[17]

«В символической форме здесь рассказывается о семи дверях мужского сердца и о любви, пришедшей на склоне жизни, на пороге вечной ночи. Музыкальный язык оперы отличается от ранних и от соседних опусов. Язык этот — на пути от импрессионизма к экспрессионизму. Наличие двух стилевых тенденций можно услышать даже в коротких вступлениях-характеристиках, звучащих перед открытием каждой из семи комнат».[18] Каждая часть написана в своей тональности: h – fis – D – Es – C – a – c. Между частями звучат рефрены – диалоги Герцога и Юдифи, которые в ряде случаев почти буквально воспроизводят мелодический рисунок старых повествовательных песен-сказов, с архаической пентатонной основой и тяжелыми акцентами-толчками в начале фраз. «Так Барток – едва ли не впервые – подошел к созданию специфически венгерского речитатива, основанного на фольклорной традиции… Благодаря опоре на фольклорные интонации герои оперы неожиданно обрели черты локальной достоверности, и порой воспринимаются – вопреки сценической ситуации – как вполне реальные люди, а не условные тени-аллегории».[19]

Кроме семи тайн, в музыке особо изображены различные символы:

  1. «таинственный замок» — начало пролога в духе секейских баллад: суровые унисоны у низких струнных, медленно продвигающиеся по звукам пентатонического звукоряда;
  2. «зловещий замок» — вторая тема пролога, начинается резко синкопированной фигурой из тридцатьвторых тема-причет;
  3. пятна крови – острая малосекундовая интонация у засурдиненных труб, наложенная на пронзительную трель флейты и остинатную ритмическую группу у двух кларнетов.

«Замок герцога Синяя Борода» представляет важный этап в истории венгерской оперы. ««Это наиболее экспрессивное из всего, что написал до сих пор Барток», — указал Золтан Кодаи в статье 1918 года».[20]

3.2 Особенности музыкального языка

в «Музыке для струнных, ударных и челесты»

«О стиле выдающегося композитора можно судить порой лишь по одному такту его сочинения. Мы можем, например, узнать почерк Моцарта или Бетховена в каждой клеточке их музыки, где отражается взаимодействие всех компонентов, из которых складывается индивидуальная композиторская манера. Еще легче становится эта задача, когда перед нами предстает завершенное художественное произведение. Тем более, когда оно может быть причислено к высшим достижениям творца.

«Музыка для струнных, ударных и челесты» в полной мере представляет стиль Бартока не только потому, что она обладает огромной художественной ценностью, выделяясь среди ряда других сочинений масштабностью и глубиной концепции. Она стала в какой-то степени итогом многолетних творческих исканий композитора, сконцентрировав в себе, как в фокусе, важнейшие черты его композиторского мышления в законченном выражении, воплотившем мудрость зрелого мастера».[21]

«Музыка для струнных, ударных и челесты» — одно из самых выдающихся симфонических произведений ХХ века. Написана она по заказу Базельского камерного оркестра в честь его 10-летия, в 30-е годы, и, наряду с блестящим Скрипичным концертом, занимает центральное место в музыке XX века. С тех пор (1936) она прочно закрепилась в репертуаре ведущих симфонических оркестров мира, в том числе и советских оркестров.

«Потрясающее своими контрастами и красотой, яркостью звукотембровых эффектов, это произведение отражает путь преодоления мрачных, философско-субъективных мыслей, тягостных раздумий с выходом в объективную сферу, рисующую картину народного ликования».[22] Произведение развивается как бы «от мрака к свету», слышится и борьба, и одиночество, и столкновение страстей. И в конце все приходит к массовой радости всего человечества.

Поскольку Барток был собирателем фольклора, то и в его произведениях присутствуют элементы фольклора, народной музыки, в частности в «Музыке».

Барток использовал для своего произведения струнный состав оркестра, который располагался слева и справа от дирижера, а в центре располагались фортепиано, арфа, литавры, другие ударные и челеста. I часть — строго традиционная фуга, медленная музыка задумчивого характера. С нею контрастирует по темпу и характеру II часть, Аллегро, написанное в сонатной форме. В следующей части Барток как бы переносит в условия современной музыки листовские приемы рапсодического «сказывания», импровизирование. Здесь много колористических неожиданностей: glissando литавр, особый прием звукоизвлечения у струнных, дающий почти флейтовую звучность, виртуозные диалоги фортепиано, челесты, арфы. В финальной части «Музыка» с наибольшей определенностью звучит по-венгерски; она пришла на родную почву.

««Музыка для струнных, ударных и челесты», по словам Бенце Сабольчи, поражает «огромным диапазоном музыкального содержания, развивающегося от начальной фуги через стремительную танцевальную фантазию и ночной монолог до дифирамбического гимна, она являет ад нашей эпохи и ее путь к раю»».[23]

«Музыка для струнных, ударных и челесты» современна в глубоком смысле слова, поскольку ее содержание и порожденные им средства композиторской техники уходят своими корнями в недра прежнего опыта. К своим завоеваниям Барток шел не путем простого отрицания всего, что было сделано до него, а органическим развитием тенденций, заключенных в классическом творчестве. Эта теснейшая генетическая связь становится видимой лишь внимательному взору, но именно она придает творению Бартока ту глубину и фундаментальность, которая позволяет ему подняться над нескончаемым потоком однодневок, отражающим капризы изменчивой моды. И это качество тем ценнее, что оно достигнуто без компромиссов, без остановок на полпути, без опасений зайти слишком далеко. Капитальное сочинение Бартока остается ярким образцом современного мышления

в звуках, открывающего новую музыкальную реальность».[24]

Заключение

Мы немного познакомились с творчеством величайшего венгерского композитора – Белы Бартока, который открыл новую страницу в истории своей страны и всего мира, стал открывателем нового в музыке с помощью изучения и собирания фольклора разных стран.

Мы узнали об особенностях стиля Бартока, особенностях написания его музыки, которая напрямую связана с народной. Познакомились с двумя величайшими произведениями Бартока: оперой «Замок герцога Синяя Борода» и «Музыкой для струнных, ударных и челесты».

Изучив все это, можно с уверенностью сказать о величии композитора.

«Значение творчества Бартока осмысливалось венгерскими музыкантами на протяжении десятилетий. Его открытия и сегодня для них актуальны. Но и при жизни Барток, пройдя через тяжкое для него испытание непониманием соотечественниками, был признан многими выдающимися людьми искусства, в том числе исполнителями его произведений».[25]

А закончить свой реферат я хотела бы словами соотечественника и сотрудника Бартока, Золтана Кодаи: «…в нем живет душа великих музыкальных культур прошлого, все то, что не связано с временем, чему присуща вечная значимость».[26]

Список литературы

  1. История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие./ Сост. И общ. ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. – 576 с.
  2. 166 биографий знаменитых композиторов/ Ред.-сост. Л. В. Михеева. – СПб.: Композитор, 1999. – 208 с.
  3. Нестьев И. В. Бела Барток. Монография. – М.: Музыка, 1969. – 800 с.
  4. М. Тараканов. Вариантное развитие в «Музыке для струнных, ударных и челесты» Б. Бартока//Бела Барток. Сборник статей. Сост. Чигарева Е. И. – М.: Музыка, 1977. – 262 с.
  5. Чигарева Е. И. Проблемы музыкального языка Белы Бартока в некоторых работах зарубежных музыковедов//Бела Барток. Сборник статей. Сост. Чигарева Е. И. – М.: Музыка, 1977. – 262с.
  6. http://www.classic-music.ru/bartok.html /
  7. http://www.belcanto.ru/bartok.html /
  8. http://www.belcanto.ru/boroda.html /

[1] История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие./ Сост. И общ.ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. –24с.

[2] http://www.classic-music.ru/bartok.html /

[3] История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие./ Сост. И общ. ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. –25-26с.

[4] Нестьев И. В. Бела Барток. Монография. – М.: Музыка, 1969. – 668 с.

[5] Нестьев И. В. Бела Барток. Монография. – М.: Музыка, 1969. – 671 с.

[6] Там же. С. 667

[7] Чигарева Е. И. Проблемы музыкального языка Белы Бартока в некоторых работах зарубежных музыковедов//Бела Барток. Сборник статей. Сост. Чигарева Е. И. – М.: Музыка, 1977. – 9 с.

[8] История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие./ Сост. И общ.ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. –12-13с.

[9] http://www.belcanto.ru/bartok.html /

[10] Нестьев И. В. Бела Барток. Монография. – М.: Музыка, 1969. – 674 с.

[11] Там же. С. 675-676

[12] Нестьев И. В. Бела Барток. Монография. – М.: Музыка, 1969. – 683 с.

[13] Чигарева Е. И. Проблемы музыкального языка Белы Бартока в некоторых работах зарубежных музыковедов//Бела Барток. Сборник статей. Сост. Чигарева Е. И. – М.: Музыка, 1977. – 10 с.

[14] Нестьев И. В. Бела Барток. Монография. – М.: Музыка, 1969. – 713-714 с.

[15] Нестьев И. В. Бела Барток. Монография. – М.: Музыка, 1969. –271 с.

[16] История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие./ Сост. И общ. ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. –34 с.

[17] Нестьев И. В. Бела Барток. Монография. – М.: Музыка, 1969. –274 с.

[18] http://www.belcanto.ru/boroda.html

[19] Нестьев И. В. Бела Барток. Монография. – М.: Музыка, 1969. –279 с.

[20] Там же. С. 284.

[21] М. Тараканов. Вариантное развитие в «Музыке для струнных, ударных и челесты» Б. Бартока//Бела Барток. Сборник статей. Сост. Чигарева Е. И. – М.: Музыка, 1977. – 51 с.

[22] История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие./ Сост. И общ.ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. –39с.

[23] История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие./ Сост. И общ. ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. –40с.

[24] М. Тараканов. Вариантное развитие в «Музыке для струнных, ударных и челесты» Б. Бартока//Бела Барток. Сборник статей. Сост. Чигарева Е. И. – М.: Музыка, 1977. – 71 с.

[25] История зарубежной музыки. XX век: Учебное пособие./ Сост. И общ.ред. Н. А. Гавриловой. – М.: Музыка, 2007. –43с.

[26] Там же. С. 43.

Оставить ответ