Особенности образной драматургии хора «Ночные облака» из кантаты Г. В. Свиридова «Ночные облака» (2011 г.)

Кантата Георгия Васильевича Свиридова «Ночные облака» является одним из лучших поздних творений композитора.     

        Практическая значимость данного произведения для дирижера-хоровика заключается в том, что в нем особо ярко видна связь музыки со словом, присущая композитору, представляется возможным изучение особенностей стиля Г. Свиридова. Кроме того, значение творчества Георгия Васильевича велико для всей нашей культуры. А данное произведение учит бережно относиться к музыке, к слову; прислушиваться к каждой фразе; ценить то достояние, которое у нас есть.

Но, так как масштаб кантаты не позволяет изучить полностью все ее номера, мною была выбрана для анализа первая часть – «Ночные облака».

Объект исследования: кантата Г.В. Свиридова «Ночные облака».

Предмет исследования: образная драматургия хора «Ночные облака».

Цель: раскрыть особенности образной драматургии хора «Ночные облака» из одноименной кантаты Г.В. Свиридова.

Задачи:

1) изучить хоровое творчество Г. Свиридова, особенности его стиля;

2) раскрыть историю создания кантаты «Ночные облака»;

3) изучить особенности литературного текста;

4) выявить, как композитор трактует данный текст;

5) оценить роль хора «Ночные облака» в драматургии всей кантаты;

6) проанализировать выразительные средства музыкального языка, с точки зрения художественности образа.

Актуальность: данная работа актуальна для меня, так как в дальнейшем я собираюсь стать дирижером-хоровиком. Г.В. Свиридов – величайший композитор XX века, который написал огромное количество произведений для хора. Кантата «Ночные облака» является одним из лучших его творений, но не до конца изученным, поэтому я выбрала для анализа именно это произведение. Первая часть «Ночные облака» входила в мою программу по дирижированию, и, чтобы углубить свои знания, я взяла для данной работы именно ее.

Настоящая работа включает в себя две главы, первая из которых посвящена общим сведениям об авторе и его произведении, а вторая раскрывает особенности образной драматургии первой части кантаты «Ночные облака».

1.1 Хоровое творчество Г.В. Свиридова

        Георгий Васильевич Свиридов – русский композитор, пианист и общественный деятель XX века.

«Искусство Свиридова отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом»[1].

Большую роль в творчестве Свиридова занимает вокально-хоровая музыка. Ее он писал в различных формах и жанрах всю свою жизнь.

Много музыки Г. Свиридов написал для хора a cappella. Обычно произведения для хора a cappella принадлежат к камерно-лирическому жанру; в них часто используются тексты, рисующие картины природы или передающие ощущения от ее созерцания. «Иное у Свиридова. В центре его внимания всегда человек; образы природы, как правило, выполняют роль фона к сильным и глубоким человеческим переживаниям. К человеку, к его уму, сердцу обращена музыка Свиридова – гражданина, философа»[2]. Но в музыке Свиридова также улавливаются и настроения созерцания, любования тонкостью музыкальных интонаций, простотой.

Вот самые известные хоровые произведения Г. Свиридова: хоровой концерт «Пушкинский венок», поэма «Отчалившая Русь», «Деревянная Русь», «Поэма памяти С. Есенина», «Петербургские песни», цикл «Песни безвременья». Но кроме них есть еще очень много песен, романсов, кантат. В 1979 году состоялась премьера концерта для хора Георгия Свиридова «Пушкинский венок»; была написана кантата «Ночные облака».

Композитор писал свои хоровые произведения в основном на стихи С.А. Есенина, А.С. Пушкина и А.А. Блока. Поэзия А. Блока занимает в творчестве Г. Свиридова одно из центральных мест.

«Свиридов создал свой стиль хорового письма, это исключительное достижение! Сочинив целый ряд выдающихся произведений, получивших в короткий срок огромное распространение, он дал новый толчок развитию целого жанра нашей музыки»[3].

«Трактовка хора весьма своеобычна: многообразное использование дивизи, широкое расположение голосов, сочетание различных тембров, тончайшее применение характерных регистровых возможностей во всех группах создают необыкновенное богатство и красочность звучаний. Но, как и везде у Свиридова, краска лишь помогает, способствует уточнению общего художественного смысла, а не является ценностью в себе»[4].

Георгий Свиридов вел дневниковые записи, где он писал о композиторах, о себе… «В первой же «толстой» тетради, в записи под заголовком «О главном для меня», композитор определяет свое творческое credo: синтез Слова и Музыки. Словоцентризм Свиридова — не столько от творческого влечения, сколько от мировоззрения, в котором Слово играло решающую роль. Сакральное литургическое Слово и классическая русская поэзия, в значительной степени выросшая из этого же Слова, формировали сознание юного Свиридова…»[5]. Главное в его записях — поэзия. Композитора влекло поэтическое слово — от него, как правило, шел импульс свиридовского творчества. Он тщательно отбирал поэзию, причем даже ни в чем не примечательных стихах он находил что-то такое важное, что совместно с его музыкой звучало прекрасно. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Бальмонт, Бунин, Блок, Есенин, Маяковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, Клюев, Хлебников, Орешин, Пастернак, Твардовский, А. Прокофьев — это только часть тех поэтов, на стихи которых писал свою музыку Свиридов. «В свиридовской музыке большую роль играет изобразительный элемент. Композитор не любил мыслить абстрактными звуковыми формулами, в творчестве он шел от поэтического слова или от зримого образа. Сам признавался, что не может писать безобразную музыку. Георгий Васильевич обладал не только цветным слухом, но и особенным даром звукового воплощения пространственных представлений, пластических образов. В его творчестве силен созерцательный элемент, значительное место занимает пейзаж. В его произведениях много воздуха, открытого пространства. Есть и конкретные звуковые зарисовки, пейзажи, картины»[6].

Многие свои произведения композитор Георгий Свиридов вынашивал десятилетиями, поэтому они так совершенны, когда выходят в жизнь. «Свиридов проделал длинный и сложный духовный путь. Как-то он заметил: «Я прожил долгую жизнь. В моей музыке отразились искания русской души». Именно в свиридовском творчестве странствие его духа и души особенно заметно. Все изыскивалось в душе (выражение Свиридова), все рождалось из искреннего творческого побуждения. Эти «документы души» с точностью электрокардиограммы регистрировали состояние внутреннего мира художника. В них можно наблюдать, как в его сознании медленно, исподволь вызревала, как говорил он сам, «национальная идея» «как сокровенная идея, как религиозная идея»…. Он приходит к выводу, что песня — это его жанр, его удел, как и Шуберта. Еще в маленькой тетради 1963 года он запишет вещие для себя слова: «Настало время искусства духовного, символичного, статичного и простого. Песня — вот основа нового, качественно нового в искусстве. Песня и обедня». Позднее он повторит эту мысль в одной из толстых тетрадей: «Моя форма — песня. Отдельная, заключенная в себе идея»…»[7]. Язык Свиридова — это язык современно трактованной ладотональной музыки. Его главные чисто технические открытия лежат в жанрах камерной вокальной музыки, в сфере мелодики, тембро-фонического хорового письма.

        «Главный образ творчества Свиридова – вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа в поворотные моменты истории, образ человека с его богатым, сложным, высокопоэтическим духовным миром, чистотой нравственных идеалов, неизбывной любовью к Родине. Тема России, в символическом значении, пронизывает все творчество Свиридова как сокровенная идея»[8].

1.2 История создания кантаты «Ночные облака»

Кантата «Ночные облака» на слова А. Блока была создана в 1979 году, когда Г.В. Свиридов был уже зрелым, опытным человеком. За его плечами уже было немало произведений, в частности хоровых. Кантата была посвящена знаменитому музыканту, руководителю Московского камерного хора – Владимиру Николаевичу Минину.

Кантата имеет две редакции. Первая называлась «Несказанный свет» и появилась она в 1972 году, на 7 лет раньше второй. Она состояла из 5 хоровых миниатюр, которые назывались: «Ночные облака»; « У берега зеленого…»; «Догоревшая жизнь» («Часовая стрелка движется к полночи…»); «Любовь» (Отрывок из Гейне); «Несказанный свет («Мы живем в старинной келье…»). Вторая редакция относится к 1979 году. Называется она «Ночные облака», как и первый номер кантаты. Немного поменялись названия номеров, и появился другой финал. Теперь части получили названия: «Ночные облака»; «У берега зеленого…»; «Часовая стрелка близится к полночи…»; «Любовь» (Отрывок из Гейне); «Балаганчик» («Вот открыт балаганчик…»). Самое удивительное, что в первой редакции кантата прозвучала только 3 декабря 2000 года в Петербурге, а исполнение второй редакции состоялось 6 марта 1980 года в Москве.

Эти две редакции «отличаются диаметрально противоположной трактовкой финала. В окончательной редакции 1979 года новый финал – «Балаганчик» – кардинально изменил общую концепцию. Вместо вознесения («Мы помчимся к бездорожью в несказанный свет»), близкого «Отчалившей Руси», — балаган жизни, «адская музыка», провал в преисподнюю (крик ужаса в общем хоровом glissando по всему диапазону голосов, оборвавшийся грохотом тамтама)»[9]. Здесь возникает символика пламени и то сплетение ужаса и наслаждения, которое так страстно хотел выразить Блок и которое с такой «креативной дерзостью» воплощено Свиридовым.

Такое завершение, неожиданное, кардинально все перевернувшее, наверное, возможно, благодаря антитезе первых четырех частей. Первая часть («Ночные облака») – это взлет ввысь. Парящая, нежная и хрупкая музыка, звучащая по-женски беззащитно, неустойчиво, как будто бы ускользает в стремительном порыве. Ее антитезой является третья часть («Часовая стрелка близится к полночи»), которая звучит твердо, по-мужски, четко и мерно, как неумолимое время. Постоянная тоническая опора. Это бездна, которая была свойственна Блоку. Вторая часть («У берега зеленого») – это смерть. Изображается похоронный обряд с библейской цитатой в стихах и унисонным псалмодированием в музыке, с отголосками православной панихиды. И ее антитеза – четвертая часть («Любовь»).

«Полярность образов определила замкнутость и самостоятельность музыкального мира каждой части. Здесь нет связующих в целое лейтинтонаций. Связи тоньше и сложнее»[10]. Совершенно разные по сюжету, эти миниатюры объединены общностью символов. Именно в этом произведении ладово-интонационная символика становится особенно ясно выраженной. «В представлении композитора пентатоника – символ земли, не имеющей ни начала, ни конца. И если диатоника вообще – это устойчивое, вечное, то хроматика – временное, смертное, смятенность человеческой души (1-я часть – редкое у композитора царство хроматики). Есть еще обертоновая колокольная гармония неба (малый минорный ундецимаккорд)… Но… основа его музыкального миросозерцания – консонанс, диатоника, плагальность»[11].

А. Блок написал очень яркие, образные слова о своих стихах, которые уместились всего в два небольших предложения, но которые отражают всю суть его поэтики: ««Каждое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды». Свиридов распространяет этот принцип блоковской поэтики на разные части кантаты, связывая их в единое музыкально-поэтическое целое повторяющимися словами-символами (сердце, жизнь, любовь, слезы, песни, небо), которые слух невольно отмечает как некие вехи скрытого сюжета»[12].

II Особенности образной драматургии хора «Ночные облака» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака»

2.1 Особенности литературного текста и его трактовка композитором

Искусство рождается из вечного взаимодействия

двух музык – музыки творческой личности и музыки,

которая звучит в глубине народной души, массы.

А. А. Блок.

Стиль А. Блока. Особенности содержания. Анализ поэтического текста.

А.А. Блок (1880-1921) – величайший русский поэт конца XIX – начала XX века. Символист. Это трагический поэт страсти и отчаяния; поэт «свободной мечты».

«Блок совершенно исключительный музыкальный поэт… не только в смысле общепринятом, т. е. в смысле музыкальности, певучести своих стихов. Музыкальные образы занимают огромное место в его поэзии. Более того, Музыка часто являлась побудительной причиной многих его произведений»[13]. Слово «Музыка» — одно из самых часто встречающихся у Блока; мы можем найти его в драмах, статьях, дневниках, записных книжках, слово это у Блока необыкновенно (многозначно) велико по своему значению, оно носит характер символа, одного из самых центральных, определяющих все миропонимание Блока. Причем оно обозначало стихию музыки, т. е. все бессознательное, таинственное, не зависящее от человека.

Его стихотворения полны таинственности, загадочности, в них постоянно нужно искать вторые смыслы, подтекст. Достаточно упомянуть хотя бы один из самых известных его циклов – «Стихи о Прекрасной Даме» и уже поймешь, что во всем царит неизвестность, тайна и красота.

Что же сокрыто за необычным названием? «В «Стихах о Прекрасной Даме» выражено в личном переживании ощущение вечного всемирного бытия, которое якобы способно открыть перед человеком путь из окружающего его мрака «глухой ночи» — к «вселенскому свету» грядущего «ослепительного дня»»[14]. «По глубокому определению самого Блока, «Стихи о Прекрасной Даме» — это «сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь»»[15].

Стихотворение «Скрипнула дверь. Задрожала рука» относится к этому сборнику стихов и входит в третий его раздел, написанный в Санкт-Петербурге осенью-зимой 1901 года.

Стихотворение А. А. Блока (3 ноября 1901 года)

Скрипнула дверь. Задрожала рука.

Вышла я в улицы сонные.

Там, в поднебесьи идут облака

Через туман озаренные.

С ними – знакомое, слышу, вослед…

Нынче ли сердце пробудится?

Новой ли, прошлой ли жизни ответ,

Вместе ли оба почудятся?

Если бы злое несли облака,

Сердце мое не дрожало бы…

Скрипнула дверь. Задрожала рука.

Слезы. И песни. И жалобы.

В рукописи сделана помета «a‹nte› l‹ucem›» («до света»). Так А. Блок помечал стихи, написанные перед встречами с Л.Д. Менделеевой. В авторском экземпляре зачеркнуто, с пометой «Мама говорит, что это – русская девушка».

В стихотворении 3 строфы, в каждой из которых по 4 строки. Размер – трехдольный – трехстопный дактиль.

-´- — / -´- — / -´- — / -´ (мужская рифма)

-´- — / -´- — / -´- — (дактилическая рифма)

«Дактилические рифмы – протяжные, в русской поэзии первоначально с народным привкусом»[16]. Рифма перекрестная: a b a b.

За счет повторения строки «Скрипнула дверь. Задрожала рука» как бы происходит замыкание круга, и даже не круг изображается здесь, а спираль, так как после этих слов в начале и в конце следует разное продолжение. Получается возвращение, но на новой высоте, на новом этапе.

Много назывных предложений – излюбленная форма А. Блока. Они придают стихотворению недосказанность, ожидание. Кроме того, эту недосказанность создают вопросительные знаки и многоточия в конце предложений. Благодаря эпитетам: «улицы сонные», «облака озаренные» и другим средствам выразительности языка, словесный текст делается более красочным, ночная природа оживает перед нашими взорами.

Стихотворение А. Блока в трактовке Г. Свиридова. Блок и Музыка. Свиридов и Слово.

Стихотворения Блока очень трудны для музыкального прочтения (воплощения), несмотря на свою музыкальность и именно благодаря ей. Они особенно трудны еще потому, что часто внутри лежит музыка, музыкальное впечатление. «Стихи поэта ставят перед музыкантом ряд нелегких стилистических задач. Не говоря уже о сложности поэтических образов Блока, в полупрозрачной глубине которых всегда мерцает скрытый, не сразу уловимый смысл, — самое звучание стихов, даже наиболее близких к классической традиции, все же целиком в эту традицию не укладывается»[17]. «В музыке же Свиридова интонация настолько точно выражает внутренний смысл слова, что представляется единственно возможной. Кажется, что иначе спеть, произнести нельзя. От этого речь его предельно естественна – создается впечатление, будто Свиридов только освободил музыку, заключенную в словах поэта. И достигнуто это минимумом нотных знаков. Только теми, без которых невозможно обойтись. Пожалуй, поэтому так трудно… работать над его произведениями. Нельзя скрыться за обилием нот. Надо найти только одну, единственно правильную интонацию, выражающую самую суть внутреннего душевного движения»[18].

Композитор, как и поэт, нашел музыкальные символы для отображения поэтических образов. «Композитор сразу взял в Блоке самое основное: душевный жар и цельность духа поэта. Он почувствовал, что его поэзия – песня, простая и цельная, песня обо всем сложном, что волнует человека нашего столетия. Поэтому Свиридов передает слова Блока крупными, мощными глыбами музыки, и такой синтез рождает высочайшие образцы искусства»[19].

В последние годы Г. Свиридов обратился именно к символистским стихам А. Блока, к которым относится в частности сборник «Стихов о Прекрасной даме». В последних сочинениях: кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980), Свиридов открывает в Блоке поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового.

Свиридов – сам поэт, мир его музыки – это одновременно и мир его поэзии, для которой он находит у разных авторов близкие себе стихи. Они помогли ему осознать и сформировать своего лирического героя – единого в многоликих образных и психологических превращениях – и свои «сюжеты» кантат, ораторий, поэм, циклов – чисто внутренние, поэтические сюжеты, всегда глубокие и возвышенные, говорящие о главном в жизни. Вот это главное, внутреннее, глубинное в стихах и раскрывает музыка Свиридова.

Вся музыка кантаты «Ночные облака» построена на контрастах. Если говорить о первом номере – «Ночные облака», то контрасты есть даже внутри самой части. Постоянные темповые изменения, crechendo и diminuendo делают музыку выпуклой. Практически в каждом такте есть свой контраст, основанный на смене оттенков. Музыка в буквальном смысле этого слова дышит и люди, которые исполняют ее, живут вместе с ней, чувствуют все нюансы душой и сердцем.

Контрастность становится для Блока определенным способом построения образа. Мы наблюдаем ее не только в отдельных строках и строфах. В ряде случаев контраст является композиционной основой произведения в целом или основой сюжетной ситуации. «И еще одно эхо блоковского поэтического мира отозвалось в «Ночных облаках». Разные части просвечиваются повторяющимися словами-символами – сердце, жизнь, любовь, могила, слезы, песни, небо, — которые слух невольно отмечает как некие вехи скрытого сюжета… Такие слова-звезды связывают отдельные фрагменты кантаты в единое музыкально-поэтическое целое и ярче освещают ее символический, обобщающий смысл»[20].

В партитуре написано, что в стихи Блока композитором внесены некоторые изменения. Свиридов изменил всего лишь одно слово. Вместо «идут облака», он написал «летят облака», что придало им большую легкость, воздушность, полетность. Музыка настолько откликается на отдельные детали слов стихотворения, что кажется, будто они совершенно неотделимы друг от друга. Например, на слова «Там, в поднебесьи…» мелодия взлетает вверх, воспаряет к небу.

Музыка наполнена элементами звукоизобразительности. На словах «Скрипнула дверь» мы мгновенно представляем, как приоткрывается скрипучая дверь. Это передано в музыке с помощью использования секундового соотношения гармоний и                                               , после чего очень длительные паузы, изображающие, как человек прислушивается. Следующая фраза «Задрожала рука» показывает нам настоящую дрожь, волнение, трепет, за счет accelerando и ritenuto на протяжении всего двух тактов.

У А. Блока были утопические надежды «на некое вселенское чудо, воплощающееся в образе далеких и манящих «зорь». Такие звонкие, ликующие ноты громко звучат в «Стихах о Прекрасной Даме» и подчас совершенно заглушают горькие жалобы на «жалкую юдоль»»[21]. Так и в музыке на стихотворение «Скрипнула дверь. Задрожала рука» на словах «Слезы. И песни. И жалобы» звучит мажор. Т. е. эти слезы, песни, жалобы светлые, а не горькие.

Двух художников – поэта А. Блока и композитора Г. Свиридова роднит то, что они в своих произведениях воспевали Россию, обращались к ней, как к самому близкому и драгоценному, что у них есть. «…два автономных искусства – музыка и поэзия, – чтобы объединиться друг с другом в романсе или хоре, идут навстречу одно другому, делясь своими выразительно-конструктивными возможностями и делая взаимные уступки»[22].

«Музыка Свиридова… находится на границе поэзии и музыки. Музыка, с одной стороны, и слово, полное музыки, с другой – сливаются, образуя некое новое художественное единство»[23].

«Музыка Свиридова, будучи неотделима от стихов, являет собой совершенную форму, которая, принимая в себя поэтическое слово, несет это слово. С музыкой Свиридова стихи становятся в чем-то иными. В них открываются новые звучащие качества»[24].

 2.2 Хор «Ночные облака» в драматургии кантаты

Данное произведение Г. Свиридова – программное. У него есть общее название «Ночные облака», и каждая часть имеет свое название: «Ночные облака», «У берега зеленого», «Часовая стрелка близится к полночи», «Любовь», «Балаганчик». Первые четыре части кантаты представляются как «внутренние монологи». Им противостоит пятая часть – «Балаганчик», которая представляет собой сценку.

«О чем «Ночные облака»? Если сказать двумя словами – о жизни человеческой. О кратковременности земного и вместе с тем о вечной смене и повторяемости… О красоте, которая спасет мир»[25].

Произведение «Ночные облака» истинно свиридовское и истинно блоковское.

Первая часть кантаты озарила все сочинение светом надежды, ожидания, загадочностью. На рубеже веков ночные образы в стихах символизировали таинственную недосказанность, мечты, ожидание вестей. А в музыке, кроме этого, отображалась связь с воздушным пространством. В «Ночных облаках» синтезируются поэтическое и музыкальное. Там есть и недосказанность, и воздушность, легкость и таинственность.

«Ночные облака» такая хрупкая вещь! Зыбкость настроения, постоянно ускользающие гармонии, как парящие невесомые облака, которые постоянно меняют свой цвет: розовые, голубые, серые…

Все части кантаты находятся в «контрастном родстве». Первую полетную часть «Ночные облака» можно сравнить с третьей – «Часовая стрелка близится к полночи», где отображается бездна, в которую часто погружалось сознание А. Блока. Это тоже ночь, но другая. Она изображает одиночество. Тайна, оставшаяся в прошлом. Безнадежность «догоревшей жизни» по сравнению с надеждами юности. Трагический символ времени – полночь. В первом номере – легкость, воздушность слышится даже в самом названии. В третьем же обреченность, ожидание чего-то страшного. Если в первой ускользающие гармонии, безразмерность, постоянная текучесть, то в третьем – четкость, хотя здесь также не указан размер, которая достигается мерностью фраз, вертикалью аккордового склада.

Драматургия кантаты выстраивается так: первая часть кантаты «Ночные облака» — это предвестница будущего. В ней создается ожидание того, что же будет дальше. Это зачало, открытие панорамы. Но вместо чуда, вместо постепенного открытия тайны, которой было окутано начало кантаты, реальность стремительно вступает в свои права. Смерть ребенка, панихида второй части – это горе. Но на удивление в ней слышится свет, есть еще надежда на вечную жизнь, вечное блаженство. Третья часть – это разочарование в жизни, безнадежность и отчаяние. Далее — любовь. Это антитеза смерти. В ней говорится о вечности любви и временности человеческой жизни.

За эти четыре части лирический герой Свиридова проходит огромный путь, длиною в целую жизнь. Надежды и мечты юности («Ночные облака»), горе («У берега зеленого»), безнадежность («Часовая стрелка близится к полночи») и философское понимание, осознание всего, что происходит («Любовь»). И, кажется, что уж сейчас-то в зрелом возрасте, поняв многое, он наконец-то обретет счастье, полноту бытия. И тут… В жизнь врывается страшный балаган, адское пламя которого обжигает человека, затягивает его в свой водоворот.

Вместо живого света, который мы ожидали, вдруг все освещается искусственным светом, возвращающим нас к реальности, и заставляет вновь поникнуть от осознания всей этой лживости.

И получается, что всем мечтам, надеждам приходит конец. То, на что рассчитывал лирический герой, не воплотилось в жизнь, а померкло от столкновения с искусственностью реальности. Возможно, Г. Свиридов хотел показать в своей кантате противоположность двух миров: светлого и чистого, где есть вера, надежда и любовь, и искаженного, темного, где постоянное одиночество, непонимание, скука и где все ненастоящее.

Таким образом, первый номер — «Ночные облака» — является отображением духовного, светлого начала. Это то, что есть у каждого человека, особенно в юности, но на протяжении всей жизни может остаться лишь у отдельных людей. Заложенное в каждом чувство любви ко всему миру, искренности и доброты здесь выражено в полной мере. Самое начало пути, когда открыты все дороги, – только выбирай близкую тебе и иди! Этот номер является такой отправной точкой в драматургии кантаты, откуда и начинается путешествие в жизнь лирического героя.

2.3 Система средств выразительности в создании художественного образа

Музыкальная тема

Музыкальная тема хора «Ночные облака» из одноименной кантаты представляет собой одночастную форму с внутренним развитием. Но произведение за счет пауз можно разделить на части, построенные как бы в зеркальном расположении: А-В-С-Д-С-В-А. С чего началось, тем и закончилось. Таким образом, можно сказать, что тема имеет зеркальную репризу. Тема делимая, так как музыкальная речь постоянно прерывается паузами, долго выдержанными звуками. Поскольку все произведение пронизано диссонирующими аккордами, гармониями, то в произведении постоянно меняются тональности.

 

СХЕМА КОМПОЗИЦИИ НОМЕРА «НОЧНЫЕ ОБЛАКА» ИЗ КАНТАТЫ «НОЧНЫЕ ОБЛАКА»

Тема А     Тема В       Тема С       Тема Д       Тема С       Тема В   Тема А

1-3 т.      4-7 т.        8-11 т.     12-20 т.       21-24 т.      25,26 т.      27-30т.

   рр             р         mf, p, pp, mp    p, mp,mf,     f, ff, f, p       pp, mp       f, p, pp

                                     mp

   h-e       D-Cis-A-e h-D-fis-a-G-                     h-D-h-fis         G             e-G

                                 fis-e-D-Cis-

                                     G-h

 

На схеме показаны:

1) разделы по тактам;

2) динамические указания;

3) тональный план.

Первичный жанр – песня, вторичный – кантата, жанр хоровой музыки. По типам содержания это концертный и театральный жанр. Также произведение «Ночные облака» опирается на жанр хоровой миниатюры, присущей творчеству Г.В. Свиридова.

Тематизм в первом номере кантаты мотивно-составной, полифонический, так как «первичной целостностью в нем обладает мотив, а тема в полном виде становится результатом процесса сцепления мотивов»[26]. Способ существования данного материала – «развитие». Хотя о способах существования музыки конца XX века сложно говорить, так как там все переплетается между собой: и «экспонирование» – так как это только начало кантаты, и развитие – так как это отдельный номер в большом произведении. На уровне всей кантаты – это можно назвать экспонированием, но поскольку части практически не связаны друг с другом, написаны совершенно на разные темы, то здесь можно говорить и о развитии. На уровне части «Ночные облака» опять же присутствуют оба эти способа существования материала. «Экспонирование» в начале, в самых первых тактах; «развитие» – практически на протяжении всего хора. На уровне отдельных фраз также есть как «экспонирование», так и «развитие». «Развитие» происходит за счет динамических проявлений. И хотя «экспонирование» и «развитие» противоположные, но в музыке они неотделимы[27].

Чувствуется зыбкость, неустойчивость переживаемых состояний. Слышится надежда, пусть робкая и тихая, постоянно сдерживаемая, но встречаемая в каждой отдельной фразочке. Произведение настолько хрупко и в нем настолько осторожная постоянная изменчивость, как будто краски играют, или солнечный свет, перемежаясь с облаками и колеблемый ветром, переливается в воздухе. Это передается за счет постоянно меняющейся динамики – на протяжении одного-двух тактов идет стремительное нарастание и угасание – и за счет постоянных изменений в темпе: с движением, но неровно; accelerando; ritenuto; a tempo; molto espressivo; poco tenuto; возбужденно, беспокойно; медленно; еще медленнее и т.д.

 

Темповые изменения

1такт                         2 такт           3 такт     4-7 такты         8 такт

С движением, но неровно – accelerando – ritenuto – a tempo – molto espressivo

9-12 такты       13 такт     14-19 такты   19-20 такты

– poco tenuto – poco ritenuto – a tempo – poco ritenuto –

21такт                    22 такт   23-26 такты 27-28 такты 29-30 такты

возбужденно, беспокойно – ritenutoa tempo – медленно – еще медленнее.

 

Динамическая кульминация – такты 21-24 – «Если бы злое несли облака…». Единственный место, где звучит сначала f, потом ff! , кроме того, там есть акценты. И впервые (опять же единственное место!) включаются басы, причем только на один аккорд – благодаря чему показана мощь этого момента. Эти такты звучат возбужденно, беспокойно. Но если говорить о смысле произведения, то можно посчитать кульминацией последние 4 такта, где происходит расширение с глиссандированием, скользящим в нисходящем движении.

Тревога, надежда, беспокойство и трепет – вот, что слышится в музыке.

Гармония «Ночных облаков» очень красочна, за счет хроматических ходов, секундового соотношения аккордов, диссонирующих аккордов. Она подчеркивает эту зыбкость, неустойчивость, как будто зависшие в воздухе облака.

Расширению привычных жанровых ресурсов хоровой музыки служат хроматизированные мелодические построения, придающие звучанию характер повышенной интонационной экспрессии. В первом хоре кантаты «Ночные облака» такие построения неоднократно чередуются с диатоническими. Причудливо вьющимися полутоновыми интонациями здесь переданы утонченно-зыбкие, смутные, подчас еле уловимые очертания поэтических образов. Из первой фразы «Скрипнула дверь» вырастает, как из зерна, вторая – «Задрожала рука». Это происходит, благодаря развитию секундовых интонаций, дроблению длительностей, продолжению с того же самого аккорда после длительной паузы, что позволяет объединить две фразы в одну часть. Интонации построены на диссонансах. Следующая фраза «Вышла я в улицы сонные» представляет собой консонансное звучание, благодаря чему можно выделить ее в отдельную часть хора. Происходит раскрытие образа, за счет увеличения диапазона. Соотношение аккордов уже не секундовое, а терцовое, квартовое. Фраза «Там, в поднебесье, летят облака…» — дальнейшее раскрытие образа, еще большее увеличение диапазона – встречается ля второй октавы, которая звучит практически на f. К этим словам добавляется экспрессия в музыке. И далее, контрастно поются слова «Через туман озаренные». Эту фразу нельзя отделить от предыдущей, так как она является продолжением, только более осторожным по выражению чувств – рр. Далее начинается самая большая часть хора, которая длится 9 тактов. Это сплошные вопросы о том, что же будет дальше: «Нынче ли сердце пробудится? Новой ли, прошлой ли жизни ответ, вместе ли оба почудятся?», предваряемые словами: «С ними знакомое, слышу, вослед…». Можно сказать, что это сомнения, метания лирического героя, причем каждая из этих вопросительных фраз прерывается паузами, что похоже на ожидание ответа, томление от неизвестности. И после этого начинается самая беспокойная часть, которая звучит ярко, достигая ff! «Если бы злое несли облака». Обрыв на полуслове, и вновь сомневающийся герой говорит: «Сердце мое не дрожало бы…». Но эти две фразы объединяются в одну, так как они неотделимы по смыслу. Две коротких фразы «Скрипнула дверь», «Задрожала рука», повторяющие слова начала хора, звучат уже по-другому. Если там это было как открытие двери, ожидание чуда, то здесь интонация идет не вверх, а вниз, изображая закрывающуюся дверь, что происходит более стремительно за счет уменьшения длительностей – вместо четверти, четверти с точкой – восьмые. И после этого, как раздумье – фермата на паузе, что позволяет отделить и эту часть от последующей. Последние слова: «Слезы», «И песни», «И жалобы» — назывные предложения у А. Блока – и отдельные фразы у Г. Свиридова, которые выполнены в виде глиссандирующих нисходящих интонаций, прерываемых паузами. На этом хоровая миниатюра «Ночные облака» завершается, но звучит она светло, несмотря на такие горькие слова.

Заключение

Итак, в данной работе были изучены особенности образной драматургии хора «Ночные облака» из кантаты Г.В. Свиридова «Ночные облака». Изучение хорового творчества композитора позволило увидеть, что особенную роль в нем играли произведения для хора a cappella. В них          Г. Свиридов передавал поэтическое слово с тонкостью мастера, просто и понятно. Музыка и слово слиты воедино, не могут друг без друга жить. Изучение истории создания кантаты показало, что произведение существует в двух различных не только по названию, но и по замыслу частей, и данная работа посвящена второй редакции.

Далее был изучен литературный текст, так как это является неотъемлемой частью анализа хорового произведения. Важно и то, в каком размере написано стихотворение (трехстопный дактиль), какая рифма используется (перекрестная; мужская и дактилическая). Стихотворный анализ позволяет лучше понять замысел композитора. Трактовка данного стихотворения в музыке настолько правдива, что кажется, будто Г. Свиридов услышал звучание строк поэта и просто отделил его от текста, чтобы мы смогли созерцать и воспринимать всю красоту и полноту произведения.

Хор «Ночные облака» в драматургии всей кантаты является тем зерном, тем началом, из которого все произрастает. Это надежды и мечты юности, открытость всему и в то же время затаенность, трепет и страх перед будущим.

Анализ средств выразительности музыкального языка хора «Ночные облака» показал, что в нем содержится внутреннее развитие, которое практически не выпускается наружу, только в динамической кульминации «Если бы злое несли облака…» слышно возбуждение, накал чувств. Каждая фраза несет свой смысл и заставляет прислушиваться к словам, настолько трепетно и полетно они звучат.

Список литературы

Теоретическая литература:

  1. Алфеевская, Г. С. Анализ музыкальных произведений. Руководство к написанию курсовой работы. Образцы анализа. – М.: Интерпракс, 1994. – С.64
  2. Бонфельд, М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав., часть 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 256
  3. Васина-Гроссман, В. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке//Поэзия и музыка: Сборник статей и исследований. – М.: Музыка, 1973. – С. 97-137
  4. История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – С. 556
  5. Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — С. 368
  6. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2006. – С. 496

Историческая и художественная литература:

  1. Блок, А. А. Собр. соч. т.1 – М.-Л.: Гослитиздат, 1960. – С. 716
  2. Веселов, В. Звездная романтика//Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Сост. Белоненко, А. – М.: Сов. композитор,1990 – С. 19-32
  3. Живов, В. Хоры a cappella Свиридова//Георгий Свиридов. Сборник статей. Сост. и общ. ред. Фришман, Д. В. – М.: Музыка, 1971. – С. 320-351
  4. Золотов, А. Музыка ясности и силы. //Статьи о творчестве Свиридова.// Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 111-113
  5. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. Сост. Золотов, А. – М.: Сов. композитор, 1983. – С. 262
  6. Масловская, Т. Жизни строй и вечности огни// Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Сост. Белоненко, А. – М.: Сов. композитор,1990 – С. 78-92
  7. Минин, В. Размышления и высказывания о Свиридове и его произведениях.//Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 41-43
  8. Швейцер, М. Размышления и высказывания о Свиридове и его произведениях.//Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 51-55

Интернет-ссылки:

  1. Белоненко, А. С. Из чего рождается гармония Открытый текст периодическое издание// http://www.opentextnn.ru
  2. Блок и музыка//Георгий Свиридов Музыка как судьба (2002). (Отрывки из книги мемуаров) Тетрадь 1972–1980//http://www.opentextnn.ru– С. 139
  3. Великие композиторы// http://netlab.e2k.ru

 

 

[1] Великие композиторы// http://netlab.e2k.ru

[2] Живов, В. Хоры a cappella Свиридова//Георгий Свиридов. Сборник статей. Сост. и общ. ред. Фришман, Д. В. – М.: Музыка, 1971. – С. 321

[3] Веселов, В. Звездная романтика//Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Сост. Белоненко, А. – М.: Сов. композитор,1990 – С. 29

[4] Веселов, В. Ук. соч. – С. 29

[5] Белоненко, А. С. Из чего рождается гармония: Открытый текст периодическое издание// http://www.opentextnn.ru

[6] Белоненко, А. С. Ук.соч.

[7] Белоненко, А. С. Ук.соч.

[8] Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. Сост. Золотов, А. – М.: Сов. композитор, 1983. – С. 4

[9] История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – С. 115

[10] История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / Отв. ред. Т. Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2005. – С. 115

[11] История… Ук. соч. – С 115

[12] История… Ук. соч. – С. 116

[13] Блок и музыка//Георгий Свиридов Музыка как судьба (2002). (Отрывки из книги мемуаров) Тетрадь 1972–1980//http://www.opentextnn.ru/– С. 139

[14] Блок, А. А. Собр. соч. т.1 – М.-Л.: Гослитиздат, 1960. – С. 23

[15] Блок, А. А. Ук. соч. – С. 24

[16] Васина-Гроссман, В. О поэзии Блока, Есенина и Маяковского в советской музыке//Поэзия и музыка: Сборник статей и исследований. – М.: Музыка, 1973. – С.112

[17] Васина-Гроссман, В. Ук. соч. – С.102

[18] Минин, В. Размышления и высказывания о Свиридове и его произведениях.//Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 42

[19] Веселов, В. Ук. соч. – С. 24

[20] Масловская, Т. Жизни строй и вечности огни// Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Сост. Белоненко, А. – М.: Сов. композитор,1990 – С. 91

[21] Блок, А. А. Ук. соч. – С. 23

[22] Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2006. – С. 10

[23] Швейцер, М. Размышления и высказывания о Свиридове и его произведениях.//Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 54

[24] Золотов, А. Музыка ясности и силы. //Статьи о творчестве Свиридова.// Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки. – С. 112

[25] Цит. по Гаврилин, В. Его оружие – музыка//Веч.Ленинград.1980.5 июня// Масловская, Т. Жизни строй и вечности огни// Музыкальный мир Георгия Свиридова: Сборник статей/Сост. Белоненко, А. – М.: Сов. композитор,1990 – С. 84

[26] Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. — СПб.: «Лань», 2002. — С. 302-303

[27] По материалам Бонфельд, М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав., часть 1. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 41-49

Оставить ответ