Любить детей: что это значит в моем понимании?

Любить детей: что это значит в моем понимании?

размещено в: Мои статьи (работа) | 0

В эссе поднимается тема любви учителя к детям. Все преподаватели, так или иначе, задумываются над этим вопросом. Опираясь на слова апостола Павла из I послания к коринфянам, автор выстраивает свое понимание любви к детям. Основные тезисы, которые озвучиваются в эссе: без любви не может строиться нормальное, здоровое отношение между учителем и учеником; любовь справляется с любыми трудностями, все переносит; любовь живет в сердцах людей, так же как и способности, таланты; важно только суметь их обнаружить и раскрыть – этому как раз и поможет любовь.
Ключевые слова: любовь, воспитание, терпение, личность, ключик к сердцу, самоотдача.

Любить детей: что это значит? Над этим вопросом трудились и продолжают трудиться многие ученые, педагоги, писатели. Среди них выдающиеся отечественные педагоги, такие как Я. А. Коменский, Ш. А. Амонашвили, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский. Они писали целые научные труды, посвященные любви к детям. Все эти деятели считали, что без любви нельзя воспитывать детей, потому что только она способна воспитать настоящего человека и что становление личности, развитие ее потенциала напрямую зависит от учителя. Плутарх говорил: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти». И это действительно так. Воспитание в соединении с любовью принесет огромные плоды, сделает то, что было бы невозможно без них.
Поскольку ситуация в мире меняется, мир становится другим, то в умах педагогов постоянно встает вопрос: Как же любить детей? Учителя стоят на перепутье и пытаются найти такие подходы к детям, которые бы были приняты ими сейчас, в нашем современном мире. Это нелегко, ведь все люди разные и найти ключик к сердцу ребенка может только любящая душа педагога.
Что же такое любить детей с моей точки зрения? Постараюсь ответить на этот нелегкий вопрос, как я понимаю.
Есть много определений любви, но мне кажется, что никто еще за всю историю человечества не сказал лучше, чем апостол Павел в своем I послании к коринфянам. Вот эти слова: «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает, аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разумом испразднится» .
Эти слова поражают своею мудростию и в то же время простотой. Сейчас многие выискивают какие-то ненужные напускные, высокопарные слова, (например, что «любовь – это высокое чувство» и т. д.), пытаются сформулировать то, что было сформулировано уже давным-давно… Но ничто из этого не может сравниться с этими простыми, емкими и понятными словами, в которых сказано все, что включает в себя понятие «любовь» — ни больше, ни меньше.
Теперь мне хотелось бы перенести эти слова на конкретную любовь – любовь к детям.
1) «Любы долготерпит». Мне кажется, что по отношению к детям, это значит, что учитель с терпением насаждает в них все доброе и хорошее, те знания, которые необходимы им для жизни. И не ждет скорого усвоения, ругая за непонимание, а терпеливо учит, воспитывает, чтобы в дальнейшем пожинать созревшие плоды;
2) Любовь «милосердствует». Учитель принимает детей такими, какие они есть. Милостиво, с милосердием относится к поступкам детей;
3) «Любы не завидит». Я считаю, что это может относиться к другим преподавателям. Т. е., не надо завидовать тем учителям, у которых может быть дети лучше усваивают программу, а нужно искать такие пути решения проблем, которые помогут вашим конкретным ученикам вырасти полноценной личностью;
4) «Любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует». Не нужно превозноситься и гордиться тем, что у вас, может быть, все получается, замечательные ученики, лучше других. Сейчас это так, но завтра ситуация может измениться – ваши ученики будут не такие талантливые или у вас перестанет все получаться. Нужно всегда радоваться, какие бы ученики вам не достались, и учить их, ориентируясь на способности каждого конкретного ребенка;
5) Любовь «не ищет своих си». Это означает, что учителю не следует искать «любимчиков» и наоборот, а ко всем ученикам относиться с одинаковой, равной любовью, чтобы никто из них не чувствовал себя обделенным;
6) Любовь «не раздражается, не мыслит зла». Никогда нельзя раздражаться и срывать свой гнев на детей, чтобы не привести их к жестокому непониманию и отчуждению от вашего урока, и в первую очередь от вас. Не замышлять зла или мести тем детям, которые возможно чем-то вас огорчили;
7) Любовь «не радуется о неправде, радуется же о истине». Говорить и учить детей только правде, вести их к пониманию истины. Радоваться, когда ребенок устремляется ко всему доброму;
8) «Вся любит». Любить всех учеников без исключения, даже тех, которые пытаются вывести вас из себя, потому что любовь все покрывает – любые человеческие недостатки;
9) «Всему веру емлет». Учитель должен доверять и верить своим ученикам, иначе они никогда не будут доверять ему;
10) «Вся уповает, вся терпит». Все трудности учителю следует переносить в уповании на Бога и помогать своим ученикам, если у них возникают трудности. Подставить им свое плечо, протянуть руку помощи;
11) «Любы николиже отпадает, аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разумом испразднится». Любовь никогда не должна прекратиться, что бы ни случилось, какая бы трещина не образовалась в ваших отношениях. Даже если разумом не можешь, то душой все равно нужно любить. Любовь всегда все превозмогает, обновляет любые отношения и делает невозможное возможным.
Мне кажется, что именно в таком ключе следует рассматривать данный вопрос.
Самое главное – это не навредить детям, не избаловать их своей чрезмерной любовью. Но настоящая любовь, на мой взгляд, не может быть чрезмерной. Она не потворствует лени и другим порокам. Она наставляет и направляет в нужное русло, помогает не заблудиться ребенку в этой бурной и, порой опасной, жизни, а найти свое место, свой путь, по которому он сможет безбоязненно идти вперед, ставя перед собой все новые задачи и цели.
Любить детей – это не значит все им позволять, пропускать какие-то ошибки и махать на них рукой. Любить – это значит вовремя увидеть, заметить неправильные поступки и суметь помочь в них разобраться, чтобы больше их не допускать.
Любить – это значит отдавать всего себя, не требуя ничего взамен. Отдавать, а точнее, передавать свои знания ученикам, чтобы они смогли в дальнейшем ими воспользоваться, а может быть, и передать другим. И, наверное, самое удивительное, что не нужно при этом ждать от детей благодарности. Пускай это будет на их совести. Наше же дело как учителей – несмотря ни на что нести свое учительское поприще, чтобы в будущем в наших учениках произросло как можно больше хороших всходов.
Хотелось бы привести слова замечательных педагогов, которые всю свою жизнь посвятили детям и именно в любви видели главное средство воспитания. Вот они:
«Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда сможешь именоваться Учителем» (Василий Александрович Сухомлинский).
«Заповедь: люби ближнего своего – это гармония, простор, свобода. Глянь вокруг – улыбнись!» (Януш Корчак).
Я хочу пожелать всем учителям: «Любите своих учеников и ваша любовь обязательно в том или ином виде вернется к вам, потому что она никогда не пропадает бесследно. Она живет в сердцах людей, и наша задача, как учителей – суметь раскрыть эти сердца, чтобы мир увидел, как прекрасны человеческие души, и что ради счастья видеть это, стоит жить!»

Библиографический список:
1. Амонашвили, Ш. А. Как любить детей (Опыт самоанализа). – Донецк, 2010.
2. Коменский, Я. А. Великая дидактика (Избранные главы)// Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци И. Г.. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр,
3. Корчак, Я. Как любить детей. М., 1973.
4. Послание первое к коринфянам святаго апостола Павла. // Апостол. – М.: изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2006.

 

 

Оставить ответ