Компьютерные технологии в музыкальном образовании: информационно-коммуникационные технологии в работе педагога с учащимися младших классов

Компьютерные технологии в музыкальном образовании: информационно-коммуникационные технологии в работе педагога с учащимися младших классов

размещено в: Мои статьи (работа) | 0

 

Сегодня, в XXI веке, веке нанотехнологий, научно-технического прогресса, невозможно остаться в стороне от всепоглощающего процесса компьютеризации. Мы живем в новое время, которое предъявляет свои требования к нашей компетентности, к знаниям, умениям, к пониманию происходящего и т. д.
Компьютерные технологии очень нужны в современном мире. Они помогают облегчить жизнь человека, сэкономить его время, которого сегодня панически не хватает, узнать много нового.
В педагогике компьютерные технологии занимают все большее и большее место. Если раньше компьютер использовался исключительно на уроках информатики, то сейчас он входит во все сферы образования. Современный преподаватель должен все время идти вперед и вести за собой учеников, поэтому он должен хорошо разбираться во всем, в том числе и в нововведениях.
Компьютерные технологии постепенно входят и в музыкальное образование, где используются для обеспечения наглядности в представлении материалов, для поддержки ЗУНов, а также организации различных форм креативности. Но, конечно, сейчас это только первые попытки внедрения компьютерных технологий в учебный процесс.
Сегодня существует множество различных компьютерных технологий, которые постепенно нужно продвигать в учебный процесс. Остановимся на одних из самых актуальных, на наш взгляд, – на информационно-коммуникационных технологиях. И постараемся определить в данной работе, как и зачем можно использовать их на уроках фортепиано.
Цель работы: оптимизация учебного процесса, посредством внедрения компьютерных технологий (на примере информационно-коммуникационных технологий).
Задачи:
1. Отобрать ссылки в сети интернет, полезные для уроков фортепиано.
2. Определить роль и место информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, с точки зрения наибольшей целесообразности их использования.
3. Внедрить ИКТ в учебный процесс — снабдить учащихся необходимой учебной информацией.
4. Провести мониторинг — проверить усвоение ЗУН, полученных в использовании ИКТ.
5. Перейти к работе над произведением, используя полученные ЗУН.

§1. Методические основы внедрения компьютерных технологий в музыкальное образование: информационно-коммуникационные технологии в работе педагога с учащимися младших классов
Мир все время меняется. Он никогда не стоит на месте. Наши дети – это дети, которые, к сожалению, не умеют сами искать информацию или же настолько ею перегружены, что не могут с ней работать, усвоить ее. Поэтому преподавателю приходится искать новые пути решения возникшей проблемы: преподносить ученикам готовые продукты или учить их работать с информацией, отсеивая ненужное и отбирая все лучшее. И, возможно, поэтому сегодня так необходимо использование компьютерных технологий, помогающих преодолеть барьер общения между педагогом и учеником и выбрать ту информацию, которая действительно необходима современным детям. В данной работе мы подробно остановимся на информационно-коммуникационных технологиях.
Информационно-коммуникационные технологии – что это такое и зачем они нужны в музыкальном образовании, в частности, на уроках фортепиано? Попробуем в этом разобраться.
Преподаватель, чтобы сделать уроки интереснее, разнообразнее всегда ищет все новые и новые средства, методы, приемы. Особенно это касается начинающих молодых педагогов, у которых еще нет своих наработок, методических материалов, программ. Интернет в этом является огромным подспорьем, так как там есть огромное множество материалов на любую тему и можно, опираясь на уже имеющиеся методы и приемы, найти свои собственные.
В Интернете педагог, в первую очередь, работает с информацией: ищет творческие задания, портреты композиторов, иллюстрации, помогающие лучше понять то или иное произведение, что говорит о том, что это информационная технология. Все это потом используется на уроках, в процессе общения с учениками. А это значит, что Интернет помогает и в коммуникационном отношении (в данном случае говорится не о социальных сетях, а именно об Интернет-источниках).
Таким образом, можно сказать, что информационно-коммуникационные технологии – это технологии, связанные с работой в Интернете (получением через него какой-либо информации) и передачей этой информации другим людям (в данном случае, ученикам) с использованием других компьютерных программ.
«Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие)». Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
В образовательном процессе ИКТ могут использоваться при подготовке к уроку, при объяснении нового материала, закреплении изученного и при контроле ЗУНов.
Кроме работы в Интернете, ИКТ предусматривают умение работать и с другими компьютерными программами, например продукты Microsoft Office – текстовый редактор Word или программа для создания презентаций PowerPoint. Они позволяют не только получить информацию, но и обработать ее, чтобы потом преподнести ученикам в том виде, который требуется.
Белякова Л. А. и Беляков Е. В. выделяют следующие преимущества использования ИКТ в учебном процессе:
1. «индивидуализация обучения;
2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;
3. рост объема выполненных на уроке заданий;
4. расширение информационных потоков при использовании Internet.
5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента… Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем.
6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика».
Для уроков в музыкальных школах, школах искусств, в частности для занятий по фортепиано это особенно характерно и актуально, так как здесь проводятся индивидуальные занятия, где каждый ученик имеет свои способности, возможности, предпочтения и т. д. А благодаря использованию ИКТ, появилась возможность личностного развития каждого.
Подведем итог. В современном обществе в музыкально-педагогической деятельности компьютер и ИКТ играют роль:
 «источника информации;
 наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
 средства хранения необходимых для работы материалов» ;
 а также как средство для диагностики и контроля.
«Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества:
 улучшается запоминание пройденного материала;
 усиливается познавательный интерес воспитанников;
 развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий и т.д» .

§2. Результаты практической деятельности внедрения компьютерных технологий в музыкальное образование: информационно-коммуникационные технологии в работе педагога с учащимися младших классов
В моей личной педагогической практике я часто сталкиваюсь с тем, что мои ученики механически учат нотный текст, не задумываясь о смысле произведения. Но даже это дается им с большим трудом. Это определенная проблема, которую предстоит решить мне, как педагогу. ИКТ во многом помогает.
В подготовке к урокам я использую различные Интернет-источники. Я обращаюсь к сайтам с нотной литературой, чтобы подобрать наиболее интересное произведение для конкретного ребенка и к сайтам с методической литературой, чтобы понять, как лучше провести тот или иной урок, какие средства для этого лучше использовать.
Так как в основном я работаю с детьми младшего школьного возраста, то я стараюсь все время находить для них что-то красочное и интересное. Это, например, «музыкальное домино», которое я использую для лучшего запоминания детьми нот скрипичного и басового ключа. Есть замечательные музыкальные сайты, где можно найти примеры проведения уроков, где есть информация об инструментах, композиторах.
Благодаря Интернету я узнала об очень интересных методиках, которых, к сожалению нельзя найти ни в библиотеке, ни в магазине и стала применять некоторые средства, о которых там говорится. Мне очень понравилась методика изучения басового ключа Ю. Литовко «Семь нот», а также игровая методика обучения чтению с листа на уроках фортепиано Т. Камаевой и А. Камаева и другие современные методики.
Для классных концертов я ищу в Интернете стихи, которые потом рассказывают мои ученики, а также игры и конкурсы, которые мы устраиваем после концерта в непринужденной обстановке, на чаепитии.
Кроме того, в дальнейшем, я планирую включить в свою работу поиск картин в качестве иллюстраций к произведениям; информации о композиторах, произведениях; поиск аудио и видео файлов для прослушивания разучиваемых в классе произведений. Образ порой может сказать человеку больше и лучше всяких слов, поэтому показ картин, иллюстраций может помочь ребенку понять, как нужно сыграть произведение, понять его смысл. Информация о композиторе развивает общую музыкальную культуру ребенка и тоже помогает ему лучше понять его произведения. Аудио и видео файлы являются помощниками в образном понимании. Ребенок слушает произведение, которое он разучивает, в разных исполнениях или в одном, но хорошем и соприкасается его смысла.
Для меня это дальнейшее продвижение, перспективы в процессе обучения детей. Дело будущего.
Мне кажется, что использование ИКТ в своей педагогической практике дает очень многое:
 изучение новых или давно забытых методик;
 изучение опыта других педагогов и претворение его в своем собственном опыте;
 использование интересных средств для повышения познавательной активности детей;
 нахождение множества хороших музыкальных произведений, как в нотном формате, так и в аудио или видео формате;
 нахождение различных конкурсов, в которых могут принять участие и ученики и педагоги;
 в общем, позволяет сделать процесс обучения более интересным и эффективным как для учащихся, так и для самого педагога.

Заключение
Как говорит современный специалист и мастер по теории решения изобретательских задач, педагог, основатель и научный руководитель международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры» А. Гин: «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад».
Мне кажется, что компьютерные технологии в музыкальном образовании очень нужны современному педагогу, так как они помогают ему использовать различные методики, материалы, средства, которые без них использовать нельзя.
К сожалению, пока еще дополнительное образование не готово к внедрению компьютерных технологий в учебный процесс. Но это вопрос и дело будущего. Если попытки внедрения уже имеются, то вскоре, наверное, этот процесс пойдет значительно быстрее.
Конечно, есть много пока еще спорных вопросов. Не стоит забывать и о вреде компьютера, который доказан и неопровержим. Но, чтобы избежать этого вреда, а получить наибольшую пользу от его использования, нужно подходить к этому вопросу разумно, с рассуждением, без чего любое дело принесет только зло.
Сегодня для внедрения компьютерных технологий в учебный процесс нужно оснащение школ, а вернее, каждого кабинета необходимым оборудованием – компьютером или ноутбуком, возможно, даже принтером. Иначе, многое из того, что даже педагог нашел, он не сможет показать ребенку, а тем более, если что-то понадобилось найти непосредственно на самом уроке.
Но даже несмотря на наличие проблем в исполнении этого вопроса, компьютерные технологии обязательно нужно внедрять в учебный процесс, так как мы вышли сегодня на новый уровень развития, где без ИКТ не обойтись.

Список использованных источников
1. Белякова, Л. А., Беляков, Е. В. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе. / http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm
2. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467462
3. Подъячева, И. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников / http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologiy-v

Приложение
Хорошие музыкальные сайты для пианистов и не только
1. http://nlib.org.ua/#
2. http://www.muzicalka.ru/
3. http://pianotki.ru/
4. http://www.loversclassic.ru/
5. http://www.nototeka.ru/index.php
6. http://www.piano.ru/orsk_rus.html
7. http://www.muz-urok.ru/index.htm
8. http://ale07.ru/index.html