Основные аспекты организации учебно-воспитательного процесса в хоре младших школьников на начальном этапе.

размещено в: Мои статьи (работа) | 0

Организация начального этапа работы с хором младших школьников является на сегодняшний день для хормейстера одним из самых трудных и проблемных вопросов. Но он также и самый важный, так как именно с него все начинается. Особенно актуальна эта проблема в отношении начинающих педагогов-хормейстеров, так как работа с детским хоровым коллективом не дает шанса на долгие поиски результативных технологий, приемов и методов. К сожалению, этому вопросу уделяется сегодня не так уж и много времени, как хотелось бы.
Каждый педагог, каждый хормейстер мечтает о том, чтобы его деятельность имела результат, причем результат положительный. Для этого ему необходимо знать, на что нужно обратить внимание в первую очередь.
Цель данной статьи: раскрыть основные аспекты организации учебно-воспитательного процесса в хоре младших школьников на начальном этапе.
Вся работа хормейстера очень обширна и многогранна, но, тем не менее, в ней можно выделить опорные точки, которые необходимы для эффективных занятий с хором.
На основе теоретических знаний и практического опыта мы выявили педагогические условия, которые в наибольшей степени влияют на результативность певческого обучения и воспитания в детском хоре, это:
• целесообразное методическое обеспечение учебного процесса в хоре, грамотное, комплексное и планомерное использование специальных методик;
• создание благоприятной творческой атмосферы, эмоционального климата и психологически комфортного взаимодействия в детском хоровом коллективе в сочетании с обоснованной требовательностью педагога-хормейстера, организацией им учебной дисциплины на занятиях;
• художественно и личностно значимый, разнообразный, доступный хоровой репертуар;
• наличие концертных выступлений, важных для каждого участника хора ситуаций успеха;
• продуктивное взаимодействие с родителями и администрацией школы;
• наличие оборудованного помещения и необходимого материально-технического оснащения.
В младшем хоре, в связи с возрастными особенностями необходимо учитывать дополнительные психолого-педагогические условия, это:
• разумное сочетание в учебном процессе игровой и собственно учебной деятельности;
• значимость учителя для младшего школьника на данном этапе развития;
• учет специфики мотивации в данном возрасте: внешней — посредством высоких оценок, поощрения, похвал; и внутренней – предоставляя возможность для самовыражения;
• организация важных в этом возрасте зрелищно-событийных впечатлений и гедонистически окрашенных чувствований;
• достаточно свободная перестройка регистровых механизмов голосообразования с помощью педагога по принципу подражания;
• пристальное внимание к природосообразности развития и охране, гигиене голоса младшего школьника вследствие несформированности и хрупкости его голосового аппарата.
Все вышеназванные педагогические и психолого-педагогические условия мы сочли возможным систематизировать и на этой основе выделить три основных аспекта организации учебно-воспитательного процесса в хоре младших классов, которые необходимо, в первую очередь, учитывать хормейстеру на начальном этапе своей работы: это организационный, мотивационный и методический (Схема 1).
При этом за пределы систематизации мы сознательно выносим такое важнейшее условие эффективности учебно-воспитательного процесса в детском хоре как личность хормейстера, так как считаем, что именно педагог-хормейстер и проектирует и реализует все психолого-педагогические условия в их совокупности, и от уровня его компетентности зависит в целом результативность образовательного процесса в учебном хоре.
Рассмотрим все три аспекта более подробно.
К организационному аспекту, на наш взгляд, относятся следующие компоненты — условия:
• продуктивное взаимодействие с администрацией школы, которое необходимо в течение всей педагогической деятельности преподавателя в учебном заведении, однако особенно важным оно является на начальном этапе работы хормейстера. Обоюдное понимание целей и задач обучения, помощь администрации в обеспечении учебного процесса, поддержка творческих начинаний педагога – все это позитивно скажется на организации и результативности учебно-воспитательного процесса в школьном хоре;
• взаимодействие с родителями в данном аспекте подразумевает сотрудничество с ними в решении различных организационных вопросов: помощь в подготовке и оформлении учебной аудитории или зала к праздничному мероприятию; поддержка в обеспечении режима и порядка работы хорового коллектива (наличие необходимых канцелярских принадлежностей, печать партий, обсуждение дисциплинарных моментов и др.); изготовление хоровых костюмов; помощь в организации концертов, хоровых праздников, досуговых мероприятий и т. д.;
• наличие оборудованного помещения и необходимого материально-технического оснащения, обеспечение которого обязан добиваться педагог-хормейстер с помощью администрации и родителей; к нему относится решение необходимых вопросов по организации учебного пространства, подготовка непосредственно к занятиям.
Мотивационный аспект включает в себя наибольшее количество выявленных условий, на наш взгляд, обоснованно, так как одна из главных задач начального этапа работы детского хора и его руководителя – увлечь школьников хоровыми занятиями, привить интерес к музыкально-хоровому исполнительству. Поэтому важным, особенно на начальном этапе обучения в хоре является:
• создание благоприятной творческой атмосферы, эмоционального климата и психологически комфортного взаимодействия в детском хоровом коллективе в сочетании с обоснованной требовательностью педагога-хормейстера, организацией им учебной дисциплины на занятиях. Атмосфера добра и понимания невозможна, если не будет хорошей дисциплины и разумной требовательности. Мы отнесли это условие к мотивационному компоненту, так как эмоциональный климат всегда настраивает детей на положительную мотивацию. Дети с радостью занимаются делом, если им комфортно, а хорошая дисциплина этому только помогает.
• художественно и личностно значимый, разнообразный, доступный хоровой репертуар. Это одно из основных мотивирующих условий, так как если в хоре интересный репертуар, то у детей повышается мотивация.
• наличие концертных выступлений, важных для каждого участника хора ситуаций успеха. Для детей младшего школьного возраста ситуация успеха является очень важным условием формирования мотивации к обучению. Они очень любят выступать и любят, когда их хвалят. Причем ситуация успеха должна быть обязательно у каждого ребенка, чтобы он почувствовал конкретно свой успех.
• вовлечение родителей в деятельность хора. Это условие мы отнесли и к организационному и к мотивационному аспекту, но в данном аспекте родители вовлекаются именно в творческую деятельность хорового коллектива, становятся его непосредственными участниками, создавая сценарии хоровых праздников, становясь собственно вокалистами-исполнителями (своим родительским коллективом или совместно с детьми) и т. д. Это мотивирует как самих родителей, так и их детей.
• разумное сочетание в учебном процессе игровой и собственно учебной деятельности. В младшем школьном возрасте игра продолжает оставаться одной из ведущих форм деятельности, но также формируется отношение к учебной деятельности. Учитывая данное положение, педагог-хормейстер на занятиях должен чередовать эти формы, обеспечивая тем самым формирование у школьников и интереса к хоровым занятиям, и ответственного отношения к учебе.
• значимость учителя для младшего школьника на данном этапе развития. На начальном этапе особенно важным условием является понимание того, что для школьника с приходом в школу значимым взрослым становится учитель, и в большой степени в этом возрасте мотивация к учению у ребенка зависит от того, какой у него учитель. Если он будет заинтересованным, доброжелательным и, в то же время, требовательным, артистичным и внешне привлекательным, то, скорее всего, ребенок захочет учиться.
• учет специфики мотивации в данном возрасте: внешней — посредством высоких оценок, поощрения, похвал; и внутренней – предоставляя возможность для самовыражения. При соблюдении данного условия можно рассчитывать на желание учеников учиться. Дети, в особенности, младшего школьного возраста, любят похвалу, награды, хорошие оценки. Они сразу начинают стремиться их получить, у них появляется стимул. Но, кроме внешней мотивации важна и внутренняя. Она заключается в том, что у каждого человека есть потребность к самовыражению, поэтому в хоре обязательно должна быть такая возможность. Если ее не будет, то у ребенка пропадет интерес к занятиям.
• организация важных в этом возрасте зрелищно-событийных впечатлений и гедонистически окрашенных чувствований. В младшем школьном возрасте дети особенно любят все яркое, красочное, все то, что вызывает живой и позитивный эмоциональный отклик; любят делать то, что им нравится, а не то, что их заставляют делать. Есть много возможностей сделать так, чтобы жизнь каждого ребенка в хоре была наполнена разными событиями, от которых у них останется неизгладимое впечатление. Это сплотит коллектив и поможет замотивировать всех на пение в хоре, потому что там много интересного.
К методическому аспекту мы отнесли:
• целесообразное методическое обеспечение учебного процесса в хоре, грамотное, комплексное и планомерное использование специальных методик. Для осуществления учебно-воспитательного процесса в хоре педагог-хормейстер должен владеть большим комплексом разнообразных певческих и педагогических методик, соответствующих данному возрасту. Если он выявляет собственные недостатки в методической оснащенности, то должен мобильно восполнять недостающие методические знания. Но важно не только знать их, но и уметь применять на практике в каждой конкретной ситуации. Для этого начинающий хормейстер должен поставить себе задачу: учиться слушать и слышать детское пение, проводить слуховой анализ и на этой основе оперативно выбирать необходимый прием или метод.
• разумное сочетание в учебном процессе игровой и собственно учебной деятельности. Это условие мы отнесли к двум аспектам – мотивационному и методическому. В данном случае оно подразумевает то, что педагог-хормейстер должен осознанно сочетать различные виды деятельности с целью достижения результата именно в обучении пению.
• достаточно свободная перестройка регистровых механизмов голосообразования с помощью педагога по принципу подражания. Благодаря тому, что ребенок в младшем школьном возрасте в силу природных механизмов голосообразования способен использовать все натуральные голосовые регистры, именно в этом возрасте может наиболее эффективно происходить «открытие» и развитие голоса ребенка. Главным образом, ребенок учится использовать регистры голоса и на этой основе чисто и правильно петь, подражая учителю. Соответственно возрастает значение владения педагогом-хормейстером выразительным и осознанно точным вокальным показом, а также приемами певческой работы в различных голосовых регистрах.
• пристальное внимание к природосообразности развития и охране, гигиене голоса младшего школьника вследствие несформированности и хрупкости его голосового аппарата. Так как голоса младших школьников еще недостаточно сформированы и не окрепли, нужно обращать большое внимание на режим вокальной работы на хоровом классе, гигиену и охрану детских голосов; обучение пению осуществлять бережно и осторожно, чтобы не навредить. При соблюдении этих условий можно рассчитывать на то, что голос ребенка станет свободным и красивым, что в дальнейшем обеспечит его успешное развитие.
Подведем итоги всему сказанному выше:
 Условия-компоненты, относящиеся к организационному аспекту, необходимы для эффективной работы хорового коллектива, хотя и не являются основными. Продуктивное взаимодействие с администрацией школы, а также с родителями помогают решать различные организационные вопросы, возникающие в процессе работы хормейстера. Наличие оборудованного помещения и необходимого материально-технического оснащения – условие, которое обеспечивает нормальные занятия с хором.
 Создание благоприятной творческой атмосферы невозможно без строгой дисциплины. Большую роль для мотивации детей играет репертуар, который должен быть художественно и личностно значимым, разнообразным и доступным. Для каждого ребенка особенно в младшем школьном возрасте важно наличие концертных выступлений, но связанных с ситуацией успеха. Для этого выступления лучше проводить в непринужденной обстановке для родителей и друзей. Вовлечение родителей в творческую деятельность хора, в качестве непосредственных участников, мотивирует как самих родителей, так и их детей на занятия в хоре. На занятиях должны сочетаться учебная и игровая деятельность, так как дети еще только начинают привыкать к собственно учебной деятельности. На данном этапе развития для младшего школьника очень важна значимость учителя. Поэтому нужно стремиться завоевать авторитет на самых первых порах, иначе потом невозможно будет создать хорошую атмосферу и удержать дисциплину. Чтобы мотивировать детей, нужно знать специфику их мотивации. В данном возрасте для них важны поощрения, а также возможность для самовыражения. Для этого им нужно как можно больше зрелищно-событийных впечатлений, которые бы удовлетворяли их и доставляли им удовольствие.
 Хормейстеру предстоит учитывать особенности младшего школьного возраста, касающиеся свободной перестройки регистровых механизмов голосообразования по принципу подражания, а также несформированность и хрупкость их голосового аппарата. Для этого он должен владеть различными методиками, которые помогут ему грамотно заниматься воспитанием и развитием детских голосов данного возраста. Кроме того, педагог должен осознанно сочетать игровую и собственно учебную деятельность для достижения хороших результатов обучения.

Все рассмотренные нами аспекты: организационный, мотивационный и методический – являются основными в работе начинающего хормейстера, но отдельно они практически не представляют никакой ценности. Каждый их компонент имеет значимость лишь в том случае, если применяется вместе с другими.
Таким образом, только при учете и реализации всех трех аспектов в совокупности, на наш взгляд, можно обеспечить эффективность учебно-воспитательного процесса, в особенности на начальном этапе работы хормейстера с хором младших школьников.

Оставить ответ