Исследовательская деятельность учителя музыки (2011 г.)

Как известно, профессия учителя сочетает в себе много разных видов деятельности. А учитель музыки, кроме того использует специфические формы работы, виды деятельности, характерные для своего предмета. Одним из видов деятельности каждого педагога является исследовательская деятельность. Ей и посвящена тема данной курсовой работы.

Так как «учитель – постоянный исследователь, наблюдающий учебно-воспитательный процесс во всех его компонентах, проявляющихся в реакциях учащихся, в их знаниях, умениях, навыках, во всем их облике»[1], то данный вид деятельности является одним из основных и очень важных для учителя. А, следовательно, требует особого внимания и изучения, поэтому тема «Исследовательская деятельность учителя музыки» высоко значима и является актуальной, тем более что для музыканта этот вид деятельности приобретает свои специфические свойства.

Исследовательская деятельность позволяет педагогам раскрывать свои таланты, обнаруживать новые возможности, творить и развиваться, никогда не останавливаясь на достигнутом. Это делает работу учителя более интересной, как для него самого, так и для детей, потому что только творчески развивающийся человек способен научить других, передать им свои знания и свою волю к победе, к поиску нового. Казеичева И. Н. в своей работе пишет о том, что у учителей со стажем работы 7-15 лет «проявляются симптомы «профессиональной деформации». Многие учителя с этим синдромом отмечают в себе равнодушие к работе, нежелание готовиться к урокам, участвовать в каких-либо мероприятиях, повышать свою квалификацию. В подобных случаях встает вопрос о поиске новых эффективных форм включения учителя в педагогическую деятельность»[2]. Здесь как раз и приходит на помощь исследовательская деятельность. Она никогда не стоит на месте и учителю, занимающемуся ею, не становится скучно вести уроки, так как ни один урок у него не похож на другой, он привносит каждый раз новый элемент, развивается вместе с детьми.

Исследовательская деятельность необходима учителю для лучшего узнавания класса, для разработки новых     принципов и методов работы, для более тесного контакта с детьми и родителями.

Вопросами изучения роли исследовательской деятельности в профессионально-педагогической деятельности учителя занимались: Сластенин В. А., Загвязинский В. И., Полат Е. С., Казеичева И. Н. Пастухова И. П. и Тарасова Н. В.

Однако, вопросы изучения исследовательской деятельности учителя музыки не нашли должного освещения в научной литературе.

Отдельными аспектами данной проблемы занимались: Абдуллин Э. Б. и Николаева Е. В., Апраксина О. А., Арчажникова Л. Г., Шапова Т. Н. и Цыпин Г. М.

Таким образом, данная тема – «Исследовательская деятельность учителя музыки» требует особого изучения.

Что такое исследовательская деятельность? Для чего она нужна педагогам, а тем более преподавателям музыки? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в данной курсовой работе.

Цель: раскрыть роль исследовательской деятельности в работе учителя музыки

Объект исследования: профессионально-педагогическая деятельность учителя музыки

Предмет исследования: исследовательская деятельность учителя музыки

Задачи:

  • раскрыть сущность понятия «исследовательская деятельность»;
  • охарактеризовать виды исследовательской деятельности;
  • изучить особенности исследовательской деятельности учителя музыки;
  • раскрыть значение психолого-педагогического исследования в деятельности учителя музыки;
  • выявить возможности проектной деятельности в работе учителя музыки

Настоящая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

1. Сущность понятий «исследование» и

«исследовательская деятельность»

 

Прежде чем говорить об исследовательской деятельности учителя музыки, остановимся на определениях некоторых понятий.

В большинстве словарей слово «исследование» обозначает научное сочинение, в котором исследуется какой-нибудь вопрос.

В современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» «исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные».[3]

«Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях».[4]

Пастухова И. П. и Тарасова Н. В. понимают исследование как «процесс выработки новых знаний, вид познавательной деятельности человека. Это один из четырех универсальных типов мыслительной деятельности человека, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности»[5]. Почти так же, как и в энциклопедии.

Исследователи подчеркивают, что исследование является типом деятельности, предполагающим извлечение чего-то «из следа», т. е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. В отличие от проектирования, конструирования и организации, исследование – самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, главная цель которого – установление истины, наблюдение за объектом практически без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Развитие способности и навыков исследовательской деятельности является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности выступает в стремлении к познанию.

В своей работе авторы рассматривают исследование как инструмент освоения действительности, который в ближайшее время может занять в образовании центральную роль, стать главным предметом обучения. И это не случайно, так как в наше время совершенно меняются формы работы, становится более востребованным умение самостоятельно что-либо изучать. И учитель, и ученик выполняют исследовательскую работу практически постоянно. Учащиеся делают различные презентации, создают всевозможные проекты по всем предметам. Учителя в свою очередь придумывают творческие задания, изучают возможности использования на уроках тех или иных форм и методов работы.

Таким образом, исследование – основной вид деятельности учителя, без которого невозможно обойтись на уроках и при подготовке к ним. Оно помогает самосовершенствованию и улучшению внешнего и внутреннего содержания уроков.

 1.1. Содержание и виды исследовательской деятельности

 

        Исследовательская деятельность охватывает огромный спектр в образовании.

Остановимся сначала на содержании исследовательской деятельности или на том, что она собой представляет и как осуществляется.

Все педагогические исследования строятся по определенным методологическим параметрам. Это – проблема, тема, объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотеза и защищаемые положения. Критериями качества педагогического исследования являются: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Педагогические исследования принято делить на фундаментальные, прикладные и разработки. «Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения»[6].

Цыпин Г. М. делит направления научных исследований на 3 типа:

а) исторические;

б) теоретические;

в) методические.

Задача исторических исследований по мнению ученого: перейти от частного – к общему, от случайного – к закономерному, от единичного – к целому и, по возможности, от вчерашнего – к сегодняшнему, к ныне существующим реалиям».

Цель теоретических исследований заключается в подготовке относительно законченного теоретического представления о сущности, качествах и свойствах, закономерностях и организации, иерархических связях и зависимостях того или иного объекта (художественно-стилевого явления, психологического феномена, процесса и др.)».

Смысл и назначение же методологических исследований исследователь видит в том, чтобы «рассмотреть те или иные способы (методы) достижения актуальных научно-практических целей; проанализировать сами пути добывания нужных знаний, способы проверки их достоверности и надежности»[7].

Но, хотя Геннадий Моисеевич и выделяет эти типы исследований, но сам тут же говорит, что в чистом виде они почти не встречаются.

Как говорил М. Н. Скаткин, «в основу любого исследования должна быть положена ведущая идея. Ее справедливо считают путеводной звездой исследовательского процесса, дающей ему общее направление, определенный угол зрения, определенное видение предмета. Ведущая идея определяет замысел исследования». (Цит. по Г. М. Цыпин – С. 327) Г. М. Цыпин пишет: «»…есть что сказать» должно быть основным и главным импульсом исследовательской работы»[8].

Рассмотрим теперь виды исследовательской деятельности:

  • Проблемное исследование – изучение различных литературных источников с целью освещения проблемы, формулировки собственного взгляда на проблему и проектирования вариантов её решения
  • Аналитико-систематизирующее исследование – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений
  • Планово-диагностическое исследование — изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов как вероятных суждений об их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические экономические, политические и социальные вопросы
  • Изобретательское исследование — усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых моделей, устройств, приборов
  • Экспериментальное исследование — проведение эксперимента, методика и результаты которого уже известны науке, интерпретация самостоятельно полученного результата, связанного с изменением условий эксперимента
  • Проектно-поисковое исследование — разработка и защита проекта, акцент делается не на накопление фактических знаний, а на способы деятельности
  • Информационно-реферативное исследование — анализ различных научных источников с целью освещения какого-либо явления и описания научных исследований этого явления
  • Описательное исследование — наблюдение и качественное описание какого-либо явления[9].

Исследования всегда очень ценны, потому что благодаря им мы обогащаем свои знания, расширяем кругозор. Они каждый раз привносят в область известного ранее еще маленькую частичку знания. И, как сказал М. Горький: «Разум – наше светило. Нет ничего чудеснее человеческого мозга, нет ничего более изумительного, чем процесс мышления, ничего более драгоценного, чем результаты научных исследований». (Цит. по Г. М. Цыпин – С. 317)

 

1.2 Исследовательская деятельность учителя

 

После того, как мы раскрыли понятие «исследование» и охарактеризовали содержание и виды исследовательской деятельности, обратимся к рассмотрению исследовательской деятельности, как формы работы любого учителя.

Исследовательская деятельность сама по себе очень важна, но зачем она нужна учителю?

Как сказал Г. М. Цыпин, «чтобы хорошо делать свое дело, человек сегодня должен много знать, и, что еще важнее, быть открытым для восприятия и ассимиляции новых знаний – причем, не только в рамках своей профессии, но и в смежных областях»[10]. Для этого как раз и нужна исследовательская деятельность вообще, а учителю она просто нужна как воздух. Можно даже сказать, что учитель проводит исследование каждый урок. Он изучает те или иные особенности восприятия информации детьми, их способности, проверяет, какая из форм работы больше подходит к данному классу и т. д.

Научно-исследовательская работа способна сама по себе приносить не только прямую, «производственную» пользу, но и косвенную, отмечает исследователь. (Имеется в виду ее четко выраженный сопутствующий эффект). Научно-исследовательская работа активизирует профессиональный интеллект; расширяется кругозор; обогащается креативный потенциал; развивается способность человека логично и последовательно мыслить, выделять основное и главное; формируется понятийно-категориальный «аппарат», пополняется словарный запас».

Что требуется от педагога, чтобы провести настоящее исследование? Загвязинский В. И. пишет, что ему необходимо: во-первых, осознание характера поисковой деятельности как творческой, продуктивной, нацеленной не просто на привлечение информации, а на ее создание и постижение смысла, на поиск оригинальных и эффективных решений; во-вторых, общенаучная и предметная эрудированность, а также общекультурный кругозор; в-третьих, наличие личностного творческого потенциала, способности к нестандартным подходам и решениям; волевых и морально-психологических качеств: честности, настойчивости, увлеченности, критичности и др.; в-четвертых, овладение методологией научного практического поиска – теоретического и практического; и в-пятых, овладение технологиями, т. е. основными процедурами, последовательностью операций и действий, методиками и алгоритмами деятельности.

Шапова Т. Н. рассматривает исследовательскую культуру учителя (в том числе учителя музыки), в которую входит его исследовательская деятельность и считает, что каждое исследование, производимое в той или иной области или сфере деятельности человека, осуществляется индивидуально. Она исходит из таких методологических предпосылок, как:

1) исследовательская культура представляет собой часть общей культуры личности педагога и должна рассматриваться в контексте культурологического учения, раскрывающего общую структуру и механизм ее функционирования;

2) универсальная интериоризированная характеристика исследовательской культуры может проявляться в разных формах, в зависимости от профессии, в сферу которой она специфическим образом проецируется;

3) исследовательская культура учителя музыки – это системное образование, обладающее интегративными свойствами целого, имеющее собственную структуру и особенности формирования;

4) единицей анализа исследовательской культуры учителя музыки может выступать его исследовательская деятельность.

Что же таким образом включает в себя понятие «исследовательская деятельность учителя»?

1) исследования класса, взаимоотношений, личности каждого ребенка…

2) разработки новых уроков, выявление новых методов и принципов работы;

3) написания различных научных статей, помогающих изучить ту или иную проблему в образовании;

4) проектная деятельность, совместная деятельность учителя и детей;

5) изучение интересов школьников и составление в связи с этим учебных планов, программ; планирование уроков.

6) и многие другие виды работ, связанные с творчеством, как с одной из разновидностей исследовательской деятельности.

 

1.3 Особенности исследовательской деятельности учителя музыки

 

После всего вышеизложенного возникает вопрос: «Зачем же исследовательская деятельность нужна учителю музыки?» Ответ очень прост. Ведь профессия учителя музыки одна из самых творческих, а творчество не может стоять на месте, оно постоянно нуждается в подпитке. А она, как известно, появляется при притоке нового, свежего, неизвестного доселе материала. А творчество – это как раз один из видов исследовательской деятельности.

Арчажникова Л. Г. пишет: «Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу (выделено мной), основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания».[11] Отдельно она отмечает, что наивысшую ступень творчества учителя представляет самостоятельная исследовательская деятельность, без чего немыслимо его самосовершенствование и самообразование.

Людмила Григорьевна к исследовательской деятельности относит: 1)способность увидеть проблему;

2)сформулировать гипотезу;

3)проанализировать факты, причины и следствия;

4)сделать собственные выводы и обобщения;

5)выполнение творческой работы в области какой-либо музыкальной отрасли знаний;

6)написание рецензий и статей;

7)участие в концертах;

8)выполнение научно-методических рефератов и докладов;

9)поиск совершенных методов проведения урока, внеклассных занятий;

10)опытно-экспериментальное обучение;

11)разработку практических рекомендаций;

12)и даже исполнительскую деятельность (создание собственной интерпретации музыкального произведения).

Исследовательская деятельность учителя музыки имеет свои особенности, связанные с творчеством.

Учитель не только объясняет новый материал, поет с детьми, общается, но и параллельно с этим смотрит, какой вид занятий больше нравится им, какая музыка их больше привлекает, какие форма и вид работы им интереснее, и т. д. И, благодаря этому, учитель находит наиболее интересные методы, формы, виды работы, чтобы дети любили музыку, как искусство, и как урок.

По мнению исследователей – Абдуллина Э. Б. и Николаевой Е. В., исследовательская деятельность учителя музыки направлена на решение следующих задач:

  • изучение и творческое преобразование личности и деятельности учащихся в процессе музыкального образования;
  • совершенствование содержания и процесса музыкального воспитания, обучения, развития;
  • профессиональное саморазвитие.

Но мы считаем, что главная задача исследовательской деятельности учителя музыки должна заключаться в том, чтобы урок уже был не уроком, а творческой мастерской, лабораторией, где рождаются высокие чистые души, где создаются жизненно важные и необходимые человеческие качества и чувства: доброта, милосердие, сострадание, вера, надежда и любовь. Где сама атмосфера напоминает семейный очаг. Где царит дух правды. Где каждый член маленького сообщества (класс и учитель) чувствует себя родным и нужным. Где нет горя и слез от неудавшегося ответа, плохого пения или еще чего-то, подобного этому, потому что каждый ответ ценен сам по себе. Нужно учить уважать мнение каждого, чтобы никто не боялся сказать неправильно, ведь если не говорить то, что думаешь, то никогда не научишься рассуждать и размышлять о музыке.

Все это может получиться только тогда, когда сам учитель этого хочет и делает все, чтобы оно свершилось.

Теперь непосредственно о том, как может учитель музыки изучать класс.

Апраксина О. А. одной из важнейших форм в исследовании возможностей детей выделяет проверку музыкального слуха, музыкальной памяти, певческого голоса, проводимую путем индивидуального прослушивания частично в процессе урока, но чаще во внеурочное время».

Для таких проверок Апраксина предлагает использовать следующую форму записи:

Школа_____________ Класс_______________ учебный год_______________

Фамилия, имя Слух Диапазон Память
Оценивается по 5-ти балльной системе Обозначается римскими цифрами. Например: секста – VI; октава – VIII и т. д. Кратковременная и долговременная по 5-ти балльной шкале

 

Причем, проводить эти исследования нужно регулярно, сравнивая результаты настоящей проверки с результатами предыдущей.

Также можно проводить наблюдения за отношением детей к той или иной музыке, также, сделав таблицу, где будут написаны названия различных произведений и отношения каждого ребенка к данной музыке – нестойкое, пассивное, активное и т. д.

Шапова Т. Н. считает, что исследовательская культура учителя музыки – это новое качество личности современного педагога, характеризующее его как специалиста, умеющего ориентироваться в современном полипедагогическом образовании, владеть навыками научного анализа педагогических проблем, иметь исследовательское отношение к объекту образования.

Учитель может проводить различные исследования, придумывать всевозможные творческие задания, расширять возможности урока с помощью введения новых форм и видов работы и многое-многое другое.

«Таким образом, музыкальное воспитание в общеобразовательной школе – это огромное поле для применения творческой деятельности учителя как исследователя».[12]

  1. Психолого-педагогические исследования в деятельности учителя музыки

         Одним из важнейших видов деятельности учителя являются психолого-педагогические исследования. Учителю, работающему с детьми, необходимо изучать их особенности, структуру взаимоотношений. Это нужно для того, чтобы правильно строить свою работу с ними, знать, как и какими методами пользоваться в данном случае.

Существует множество различных методик, психологических тестов, с помощью которых учитель составляет представление о классе в целом и о каждом ученике отдельно. Учителю музыки они, как и всем другим педагогам, очень важны, интересны и необходимы. Например, если цель исследования – изучение художественных предпочтений школьников, то учитель может воспользоваться методикой «Эстетическая наклонность», где учащимся предлагается ответить на 15 вопросов (см. Приложение №1). Или, если учитель хочет узнать о музыкальных интересах школьников, то он может также воспользоваться специальной анкетой. Эти анкеты помогут учителю музыки делать уроки более интересными для учеников, выбирая репертуар, ход урока, его содержание. Возможно, благодаря им педагог научится планировать свою деятельность так, чтобы дети не скучали, занимаясь музыкой, а получали от этого удовольствие. И, конечно же, огромную радость принесет учителю то, если дети полюбят музыку, научатся ее понимать, воспринимать и анализировать.

Существуют диагностические методики, направленные на изучение психологического состояния детей, например, методика исследования личностной тревожности или методика изучения школьного класса и составления его психолого-педагогической характеристики. Данная методика очень обширная, ее проведение занимает достаточно большое количество времени, но зато она помогает учителю наиболее полно узнать класс, наличие различных группировок, взаимоотношения между ними.

Основные психолого-педагогические методы исследования следующие:

  • наблюдение
  • беседа
  • интервью
  • анкетирование
  • изучение продуктов деятельности учащихся
  • изучение школьной документации
  • эксперимент

Метод наблюдения рассматривается в педагогике, как целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Беседа также выступает самостоятельным или дополнительным методом исследования, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении».

Интервью – разновидность беседы, в которой ответы записываются.

«Анкета – это объединенная исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования»[13].

Метод изучения продуктов деятельности учащихся исследование – это исследование уровня умений и навыков учащихся, их индивидуальности с помощью различных выполненных детьми работ: рисунков, творческих заданий, тетрадей и т. д.

Суть метода изучения школьной документации заключается в исследовании объективных данных, которые характеризуют практику организации образовательного процесса с помощью изучения личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов и т. д.

Метод эксперимента – это «специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности… А педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия».[14]

Обычно исследователю приходится использовать не один какой-то метод, а целый их ряд, чтобы изучить, как следует, подробно разобравшись во всех вопросах.

Таким образом, психолого-педагогическое исследование в деятельности учителя музыки имеет важное значение для изучения музыкальных наклонностей, интересов, а также для составления обшей характеристики класса, помогающей узнать о взаимоотношениях между учащимися.

 

3. Метод проекта в деятельности учителя музыки

 

Под проектом (от лат. «двинутый вперед») в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа;

3) замысел, план.

Следует различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную образовательную технологию — «метод проектов».

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта. Метод же проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Суть метода проектов – «стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний».[15]       Проектная работа подразумевает совместную деятельность учителя и учащихся. Именно поэтому она трудна и легка одновременно и призывает к взаимной ответственности за ее выполнение. Предположим, что учитель осуществлял бы проект один. Ему нужно было бы просмотреть огромное количество информации, обработать ее, создать проект и реализовать его. Это огромные затраты, которые требуют много времени. Теперь представим, что эту работу выполняют одни ученики. Скорее всего, они просто не стали бы этого делать, за исключением особо сознательных. Но, так как учитель и ученики вместе вовлекаются в эту деятельность, они стремятся сделать ее сообща быстро и качественно. Каждому предлагается какая-то отдельная часть большого проекта, без которой проект естественно не будет реализован. И у всех членов данного проекта появляется ответственность за его создание, потому что они знают, что если кто-то один не выполнит свою часть работы, то целого тоже не получится. Это кроме того подогревает интерес к выполняемой работе. Учащиеся обычно создают проекты в виде мультимедийных презентаций или публикаций.

         К тому же, детям обычно нравятся преподаватели, которые не просто заставляют их самих искать какую-то информацию, а своим примером показывают, как интересно узнать что-то первым и поделиться этим с другими. Получается некая игра: ты узнал, или открыл, или понял что-то, которое другим неизвестно; ты спешишь рассказать об этом своим друзьям, знакомым; они в свою очередь нашли или узнали что-то другое и делятся с тобой; происходит обмен опытом, информацией. Но это еще не исследовательская деятельность. Это просто любовь к знанию, к владению информацией. Но именно благодаря этому рождается и тяга к науке, к изучению еще неисследованного, к обогащению ума. Появляются новые интересные проекты, доселе еще неизвестные.

Как сказал К. Бернар, «желание знать – единственный двигатель, который возбуждает и поддерживает усилия исследователя; и именно это знание, которое он действительно схватывает и которое, однако, всегда убегает от него, составляет в одно и то же время и его единственную муку, и его единственное счастье». (Цит. по Г. М. Цыпин – С. 315).

Е. С. Полат выделяет 6 видов типологических признаков проекта. Типы проектов по первому признаку – доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательские
  • творческие
  • ролевые, игровые
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные)
  • практико-ориентированные (прикладные).

Остановимся чуть подробнее на исследовательском проекте. Такие проекты приближены к научному исследованию. Они предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач в логической последовательности, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Таким образом, метод проекта является очень важной составляющей исследовательской деятельности учителя музыки.

Заключение

        В данной курсовой работе была изучена исследовательская деятельность учителя музыки. Изучение сущности понятий «исследование» и «исследовательская деятельность» позволило выяснить, что исследование является для учителя одним из основных видов деятельности, без которой нельзя обойтись. Оно помогает самосовершенствованию и улучшению внешнего и внутреннего содержания уроков.

Изучение содержания и видов исследовательской деятельности помогло узнать о существовании огромного их количества, о ценности исследований.

Благодаря изучению исследовательской деятельности учителя, нам удалось узнать, что она включает в себя: исследования класса, взаимоотношений, личности каждого ребенка; разработки новых уроков, выявление новых методов и принципов работы; написания различных научных статей, помогающих изучить ту или иную проблему в образовании; проектную деятельность, совместную деятельность учителя и детей; изучение интересов школьников и составление в связи с этим учебных планов, программ; планирование уроков, а также все ,что связано с творчеством.

Изучив особенности исследовательской деятельности учителя музыки, мы поняли, что музыкальное воспитание в общеобразовательной школе – это огромное поле для применения творческой деятельности учителя как исследователя.

Второй параграф позволил узнать, что психолого-педагогическое исследование в деятельности учителя музыки имеет важное значение для изучения музыкальных наклонностей, интересов, а также для составления обшей характеристики класса, помогающей узнать о взаимоотношениях между учащимися.

И, наконец, третий параграф позволил узнать о типах проектов, о том, что метод проекта также имеет важное значение в деятельности учителя музыки.

Таким образом, в целом исследовательская деятельность является неотъемлемой частью деятельности учителя музыки.

 

Список литературы

 

  1. Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. уч. зав. – М.: Изд. центр Академия, 2004. – 336 с.
  2. Апраксина, О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе/Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Сост. Апраксина, О. Вып.12 – М.: Музыка, 1977. – 110 с.
  3. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.
  4. Загвязинский, В. И. Исследоватеьская деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
  5. Казеичева И. Н., МОУ СОШ № 18, г. Орехово-Зуево, Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как источник профессионального развития в современных условиях/Образование: взгляд в будущее: Сборник лучших работ участников IV Всероссийского конкурса педагогов. Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010. – 194 с.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр Академия, 2003. – 272 с.
  7. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Рос. академия наук. Институт рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
  8. Палек. Современный толковый словарь. – М.: изд. Большая Советская Энциклопедия, 1998 г. – 951 с.
  9. Пастухова, И. П., Тарасова, Н. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений. – М.: изд. центр Академия, 2010. –160 с.
  10. Педагогическая практика студентов музыкально-педагогического факультета: Учебно-методическое пособие./Сост. С. В. Бухалова, В. В. Гашинская, С. В. Елькина, А. И. Смоляр. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 74 с.
  11. Проектная деятельность на уроках музыки в общеобразовательном учреждении //http://festival.1september.ru
  12. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Мищенко, А. И., Шиянов, Е. Н. Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. уч. зав. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
  13. Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). – Тамбов, 2005. – 337 с.
  14. Шапова, Т. Н. Основы мониторинга исследовательской культуры будущего учителя музыки / Вестник ТГУ, № 307, февраль 2008. – 192 с.
  15. http://school5future.narod.ru

 

 Приложение № 1

Методика «Эстетическая наклонность»

 

Цель: выявить художественные интересы (предпочтения) школьников.

Ход выполнения:

Учащимся предлагается ответить на вопросы следующей анкеты:

  1. Какой вид искусства тебе больше нравится:

 

1.1. Театр.

1.2. Художественная литература.

1.3. Кино.

1.4. Изобразительное искусство.

1.5. Эстрадная музыка.

1.6. Серьезная музыка.

1.7. Ни один вид искусства меня не интересует.


  1. 2. Какой рассказ, повесть, роман, стихотворение или пьеса тебе нравится? Напиши название.
  2. А теперь напиши фамилию любого писателя (кроме изучавшихся в школе) и название какой-нибудь его книги.
  3. Напиши название книг ,которые ты прочитал за последние 2 недели и их общее количество.
  4. Какой кинофильм тебе нравится? Напиши название.
  5. Сколько раз за последние 2 недели ты смотрел художественные фильмы?
  6. Картина какого художника (какая скульптура) тебе нравится?
  7. Напиши фамилию любого художника или скульптора и название какой=нибудь картины или скульптуры.
  8. Сколько раз за последний год ты бывал на художественных выставках?
  9. Какое музыкальное произведение (симфония, опера, балет, оперетта, песня и т. д.) тебе нравится? Напиши название.
  10. Напиши ,пожалуйста, фамилию любого композитора и название какого-нибудь его произведения.
  11. Сколько раз за последний год ты бывал на оперных, балетных спектаклях и на концертах серьезной музыки?
  12. Сколько раз за этот же период ты бывал на концертах эстрадной музыки или смотрел концерт по ТВ?
  13. Что тебе больше нравится (или нравилось) на уроках музыки?

 

14.1. Учиться понимать ноты.

14.2. Слушать, когда учитель рассказывает об особенностях музыки, о том, как надо слушать и понимать музыку.

14.3. Слушать на уроке музыку.

14.4. Слушать рассказ учителя о жизни какого-нибудь композитора (его музыке).

14.5. Петь на уроке.

14.6. Ничего не нравится.


  1. Какие газеты ,журналы ,посвященные литературе и искусству, или статьи об искусстве ты читал за последние месяцы (напиши названия газет, журналов и о чем они)?

Приложение № 2

Пример урока-проекта на тему «Жизнь и творчество М. И. Глинки»

 

Содержание и структура урока:

  1. Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Слушание.
  2. Доклад. Жизнь и творчество М.И. Глинки.
  3. «Арагонская хота». Слушание.
  4. Доклад. История создания оперы «Иван Сусанин».
  5. Заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила». Слушание.
  6. Кроссворд.

Оборудование:

  • Фортепиано.
  • Музыкальный центр.
  • Компьютер, мультимедийная установка.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сегодня на уроке мы подводим итог нашей работы по теме «Жизнь и творчество М.И. Глинки».

Цель: Обобщить полученные знания по теме «Жизнь и творчество М.И. Глинки», провести презентации проектов. (Слайд)

Задачи:

  • заслушать доклад «Жизнь и творчество М.И. Глинки»;
  • вспомнить историю создания оперы «Иван Сусанин»;
  • послушать музыкальные фрагменты из опер «Иван Сусанин»,  «Руслан и Людмила», симфоническую увертюру «Арагонская хота»;
  • решить кроссворд.

А) Некоторые ребята завершили работу над проектом по этой теме. Свой доклад из проекта представляет Женя (Цели, задачи, выбор, обоснование…). Доклад «Жизнь и творчество М.И. Глинки». (Слайд)

Б) (Звучит хор «Славься»)

– Назовите, что за произведение  прозвучит, кто автор?

– Какая музыка по характеру?

– Как ее еще называют?

В) Послушаем сообщение Киры об истории создания оперы «Иван Сусанин».

– Почему М.И. Глинку называют основоположником русской классической музыки?

– Вот как отзывался об опере великий русский поэт А.С. Пушкин. (Слайд)

– Что использовал М.И. Глинка в своих произведениях?

– Как мы уже слышали,  Глинка много путешествовал, побывал в разных странах. В каких?…

– Какие произведения написал Глинка по приезду из Испании? (Слайд)

  1. Хота – испанский танец.
  2. Арагон – область в Испании.
  3. Кастоньеты – народный испанский инструмент.

Г)  (Слушание. «Арагонская хота»)

– Назовите особенность произведения, что использовал, какой характер?

(Дирижирование произведения)

– Назовите крупные произведения  Глинки? (оперы «Иван Сусанин»,  «Руслан и Людмила»)

Д) – Скажите, какое литературное произведение лежит в основе оперы «Руслан и Людмила»?

– Назовите  главных героев оперы.

– Если бы вы были композиторами, какую бы вы музыку написали, изображая  Черномора,  Людмилу,  Руслана? (Ответы детей)

– Давайте послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила».

– Определите характер музыки.

Е) – Следующая задача нашего урока – решить кроссворд. Слово для представления своей работы – Яне. (Слайд)

 

  1. Кроссворд.
  2. Сольный номер в опере. (Ария)
  3. Имя дочери Ивана Сусанина. (Антонида)
  4. Голос, которым исполняется партия И. Сусанина. (Бас)
  5. Имя приемного сына И. Сусанина. (Ваня)
  6. Танец, с которого начинается 2-е действие оперы. (Полонез)
  7. Место, где происходят события 2-го действия оперы И. Сусанин. (Бал)
  8. Основоположник русской классической музыки. (Глинка)
  9. Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (Опера)
  10. Танец из 2-го действия оперы. (Мазурка)

(Дети решают кроссворд: ученик читает вопросы, дети отвечают)

(Яна делает вывод по работе над проектом)

  1. Заключение.

– Скажите, достигли мы цели урока?

Давайте, определим, что же мы узнали и чему научились.

(Ответы детей) (Слайд)

 

[1] Апраксина, О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе/Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Сост. Апраксина, О. Вып.12 – М.: Музыка, 1977. – С. 3.

[2] Казеичева И. Н., МОУ СОШ № 18, г. Орехово-Зуево, Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как источник профессионального развития в современных условиях/Образование: взгляд в будущее:Сборник лучших работ участников IV Всероссийского конкурса педагогов. Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010. – С. 61

[3] Палек. Современный толковый словарь. – М.: изд. Большая Советская Энциклопедия, 1998 г.

[4] Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Мищенко, А. И., Шиянов, Е. Н. Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. уч. зав. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С.102

[5] Пастухова, И. П., Тарасова, Н. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений. – М.: изд. центр Академия, 2010. – С. 15

[6] Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Мищенко, А. И., Шиянов, Е. Н. Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. уч. зав. – М.: Школьная Пресса, 2002. – С.102

[7] Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). – Тамбов, 2005. – С. 28

[8] Цыпин, Г. М. Там же – С. 9.

[9]http://school5future.narod.ru

[10] Цыпин, Г. М. Там же. – С. 5.

[11] Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – С. 18.

[12] Апраксина, О. А. Там же. – С.14

[13] Пастухова, И. П., Тарасова, Н. В. Там же. – С. 30

[14] Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Мищенко, А. И., Шиянов, Е. Н. Там же. – С.107

[15] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр Академия, 2003. – С. 66.

Оставить ответ